Определение скорости и замедления на участке диаграммы, соответствующем времени запаздывания срабатывания привода
Определение координат центра тяжести АТС
Расстояния от центра тяжести до задней и передней оси и , м, соответственно можно приближенно определить по формулам
, (7.1)
м.
, (7.2)
=2,424–1,13858=1,28542 м.
Высота центра тяжести для легковых автомобилей принимается равной диаметру колеса [2], то есть =0,568 м.
Определение нормальных реакций на колесах при торможении
Нормальные реакции на колесах и , Н, при торможении определяют по формулам
, (7.3)
, (7.4)
где – продольный коэффициент сцепления.
Определение тормозных сил
Тормозные силы и , Н, определяют по формулам
, (7.5)
, (7.6)
=8300*0,2=1,66 Н.
=8600*0,2=1,72 Н.
Определение отношения тормозных сил
Отношение тормозных сил определяют по формуле
, (7.7)
.
Определение коэффициента распределения тормозных сил
Коэффициент распределения тормозных сил , характеризующий тормозную систему, рассчитывают по формуле
, (7.8)
.
Для обычных тормозных систем коэффициент распределения тормозных сил является величиной постоянной.
Определение удельной тормозной силы
Удельную тормозную силу , характеризующую недоиспользование сил сцепления при торможении, определяют по формуле
. (7.9)
Для идеальной тормозной системы удельная тормозная сила равна коэффициенту сцепления.
Для категории М1 коэффициент сцепления = 0,2; 0,4; 0,6; 0,8.
Результаты расчетов сводят в таблицу 7.1.
Таблица 7.1 – Расчетные данные для построения характеристики тормозных сил
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | |
, Н | ||||
, Н | ||||
, Н | 1,66 | 3,468 | 5,418 | 7,512 |
, Н | 1,72 | 3,296 | 4,728 | 6,008 |
0,97 | 1,05 | 1,15 | 1,25 | |
0,49 | 0,51 | 0,53 | 0,56 | |
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 |
По данным таблицы 7.1 строят характеристику тормозных сил (рисунок 7.1).
Определение остановочного пути
Остановочный путь , м, определяют по формуле
, (7.10)
где – начальная скорость торможения, м/с; – время реакции водителя, с; – время запаздывания срабатывания тормозного привода, с; – время нарастания замедления, с.
Для легковых автомобилей принимаем начальную скорость торможения от 10 км/ч до 80 км/ч категории М1.
Время реакции водителя – = 0,2÷1,5 с [3]. В расчетах принима
ется = 0,8 с.
Время запаздывания срабатывания тормозного привода – = 0,05 ÷ 0,07 с [2]. В расчетах принимаем = 0,1 с.
Определение установившегося замедления
Установившееся замедление , м/с2, рассчитывают по формуле
. (7.11)
=9,81*0,2=1,962 м/с2;
=9,81*0,4= 3,942 м/с2;
=9,81*0,6=5,886м/с2;
=9,81*0,8=7,848 м/с2.
Результаты расчетов по формуле (7.10) сведены в таблицу 7.2
Таблица 7.2 – Зависимость остановочного пути и установившегося замедления от начальной скорости торможения и коэффициента сцепления
, км/ч | ||||||||
0,2 | 4,61 | 13,15 | 25,63 | 42,05 | 62,40 | 86,69 | 114,92 | 147,09 |
0,4 | 3,62 | 9,21 | 16,77 | 26,30 | 37,79 | 51,26 | 62,69 | 84,09 |
0,6 | 3,29 | 7,90 | 13,83 | 21,05 | 29,59 | 39,45 | 50,62 | 63,10 |
0,8 | 3,13 | 7,25 | 12,35 | 18,43 | 25,49 | 33,55 | 42,58 | 52,61 |
По данным таблицы 7.2 строим зависимость остановочного пути и установившегося замедления от начальной скорости торможения и коэффициента сцепления (рисунок 7.2).
7.9 Построение тормозной диаграммы АТС
Тормозной диаграммой (рисунок 7.3) называется зависимость замедления и скорости движения АТС от времени.
Определение скорости и замедления на участке диаграммы, соответствующем времени запаздывания срабатывания привода
Для этого этапа = = const, = 0 м/с2.
В эксплуатации начальная скорость торможения = 40 км/ч для всех категорий АТС.