Расчет параметров рабочего режима
1. Активное сопротивление обмотки статора по формуле 9.132 [1, с. 397]
(66)
где - коэффициент увеличения активного сопротивления фазы обмотки от действия эффекта вытеснения тока (в проводниках обмотки статора асинхронных машин эффект вытеснения тока проявляется незначительно из-за малых размеров элементарных проводников, поэтому = 1);
L1 – общая длина эффективных проводников фазы обмотки, м:
- по формуле 9.134 [1, с. 398] (67)
где - средняя длина витка обмотки, м;
- число витков фазы.
Среднюю длину витка находят как сумму прямолинейных пазовых и изогнутых лобовых частей катушки:
- по формуле 9.134 [1, с. 398] (68)
Где длина пазовой части равна конструктивной длине сердечников машины м.
Длина лобовой части катушки, м:
- по формуле 9.139 [1, с. 399] (69)
Вылет лобовых частей катушки, м:
- по формуле 9.140 [1, с. 399] (70)
где - средняя ширина катушки, м, определяемая по дуге окружности, проходящей по серединам высоты пазов:
по формуле 9.141 [1, с. 399]
, (71)
где - укорочение шага обмотки, для обмотки без укорочения шага принимаем
для класса нагревостойкости изоляции F расчетная температура С; для медных проводников .
и - коэффициенты, значения которых берем по табл. 9.23 [1, с. 399] = 1,2 и = 0,26;
В – длины вылета прямолинейной части катушек из паза от торца сердечника до начала отгиба лобовой части, м, В = 0,01 м.
Тогда окончательно:
м
м,
м,
м,
м;
Ом.
Относительное значение:
Ом. (72)
2. Активное сопротивление фазы алюминиевой обмотки ротора по формуле 9.168
[1, с.406]
(73)
где - сопротивление стержня по формуле 9.169 [1, с. 406]:
(74)
- сопротивление участка замыкающего кольца, заключенного между двумя соседними стержнями:
(75)
где для литой алюминиевой обмотки ротора
Окончательно получим:
Ом,
Ом;
Ом;
Приводим к числу витков обмотки статора по формулам 9.172, 9.173:
здесь
(76)
Имеем: здесь
Ом,
Относительное значение:
(77)
3. Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора по формуле 9.152 [1, с. 402]
, (78)
где = 0,097 м - расчетная длина при отсутствии радиальных вентиляционных каналов [1, с. 402]
где по табл. 9.26 (см рис. 9.50, е) и по рис. 9.73
(79)
где (см. рис. 9.50, е и 9.73)
мм; мм; мм; (проводники закреплены пазовой крышкой);
Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния:
- по формуле 9.159 [1, с. 403] (80)
где q и lл – число пазов на полюс и фазу и длина лобовой части витка обмотки.
Поэтому:
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния определяем по формуле 9.174а [1, с. 407]:
(81)
где по формуле 9.176 [1, с. 407]:
(82)
для и по рис. 9.51, [1, с. 405]
Получим:
=1,021 Ом.
Относительное значение
4. Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора по формуле 9.177 [1, с. 407]
(83)
где по табл. 9.27 (см. рис. 9.52, а, ж)
(84)
где (см. рис. 9.52, а, ж, и рис. 9.73)
а) ж)
Рис. 9.52, а, ж
мм; мм; =1,5 мм;
=0,7 мм; =1,3 мм;
Тогда:
Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния определяем по формуле 9.178 [1, с. 409]
(85)
Получим
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки короткозамкнутого ротора определяем по формуле 9.180 [1, с. 409]:
(86)
где по формуле 9.181 [1, с. 409]:
(87)
Тогда:
так как при закрытых пазах .
Окончательно:
Ом
Приводим к числу витков статора по формулам 9.172 и 9.183 [1, с. 406, 409]:
(88)
Ом.
Относительное значение
(89)
Расчет потерь
Потери в асинхронных машинах подразделяются на потери в стали (основные и добавочные), электрические, вентиляционные, механические.
1. Основные потери в стали статоров асинхронных машин определяем по формуле 9.187 [1, с. 412]:
(90)
где [ =2,5 Вт/кгдля стали 2013 по табл. 9.28 [1, с. 412]] – удельные потери при индукции 1 Тл и частоте перемагничивания 50 Гц;
β = 1,4 – показатель степени, учитывающий зависимость потери в стали от частоты перемагничивания;
- коэффициенты, учитывающие влияние на потери в стали неравномерности распределения потока по сечениям участков магнитопровода и технологических факторов [1, с. 412]
- индукция в ярме и средняя индукция в зубцах статора, Тл;
- удельная масса стали, принимаем = 7,8*10-3 кг/м3.
- масса стали ярма и зубцов статора, кг, определяем по формулам 9.188, 9.189
[1, с. 412]:
(91)
кг;
(92)
кг;
Вт
2. Поверхностные потери в роторе определяем по формуле 9.194 [1, с. 414]
(93)
по формуле 9.192 [1, с. 413]:
(94)
где - коэффициент, учитывающий влияние обработки поверхности головок зубцов ротора на удельные потери.
Для определения поверхностных потерь вначале находят амплитуду пульсации индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов статора и ротора, Тл:
по формуле 9.190 [1, с. 413]:
(95)
для зубцов ротора - это отношение ширины шлица пазов статора к воздушному зазору: по рис. 9.53 [1, с. 414], .
Окончательно для поверхностных потерь:
Тл;
Рис. 9.53
Вт/м2
Вт.
3. Пульсационные потери в зубцах ротора по формуле 9.200 [1, с. 414]:
(96)
Амплитуду пульсаций определяем по формуле 9.196 [1, с. 414]:
(97)
=1,81 Тл из п. 37 расчета; из п.35 расчета;
Получим:
Тл;
Определяем массу стали зубцов ротора по формуле 9.201 [1, с. 414]
(98)
мм из п.37 расчета; мм из п. 32 расчета.
кг;
Окончательно получим:
Вт.
4. Сумма добавочных потерь в стали определяется по формуле 9.202 [1, с. 415]
(99)
( и , см. [1])
Тогда:
Вт
5. Полные потери в стали определяем по формуле 9.203 [1, с. 415]:
(100)
Вт.
5. Механические потери на трение в подшипниках и вентиляционные потери в двигателях с внешним обдувом определяем по формуле 9.210 [1, с. 416]
(101)
где для двигателей с коэффициент .
Вт
6. Ток холостого хода двигателя определяем по формуле 9.17 [1, с. 417]:
(102)
где - реактивная составляющая тока холостого хода.
При определении активной составляющей холостого хода принимают, что потери на трение и вентиляцию и потери в стали при холостом ходе двигателя такие же, как и при номинальном режиме. При этом условии по формуле 9.218 [1, с. 417]:
(103)
где по формуле 9.219 [1, с. 417] электрические потери в статоре при холостом ходе приближенно равны:
(104)
Тогда:
Вт]
А.
Коэффициент мощности по формуле 9.221 [1, с. 417]:
(105)
Тогда:
А