Необходимое оборудование и инструмент
1. Лабораторная установка ДМ-23М в комплекте с исследуемыми подшипниками качения.
2. Индикатор часового типа с ценой деления 0,01 мм, отвертка.
Рекомендуемая последовательность выполнения работы
1. Изучить конструкцию установки (см. рис. 2, 3). Проверить фиксацию головки на валу шпинделя. Шариковый фиксатор должен исключать возможность перемещения головки вдоль вала шпинделя.
2. Провести испытание подшипников без смазки, для этого смазочное устройство 9 (см. рис. 2) закрепить на нижней штыревой опоре.
3. Испытываемые подшипники должны быть разгружены, а силоизмерительное устройство установлено на ноль, для чего необходимо выполнить следующее:
- отвернуть винт 1 нагрузочного устройства (см. рис. 3) до свободного вращения, свидетельствующего о том, что контакт винта с динамометрической скобой 2 отсутствует;
- установить индикатор в гнездо головки так, чтобы ножка индикатора упиралась в динамометрическую скобу, а стрелка индикатора переместилась на 20…30 делений, после чего индикатор зафиксировать в головке винте;
- завернуть винт 1 нагрузочного устройства до упора в динамометрическую скобу, при этом стрелка индикатора должна переместиться на 1…2 деления;
- установить шкалу индикатора на ноль.
Таким образом, в системах нагружения и измерения выбраны все зазоры, а незначительной предварительной нагрузкой можно пренебречь и принять ее равной нулю.
4. Включить установку нажатием кнопки «Пуск» и дать проработать 3…4 минуты, после чего по отклонению стрелки индикатора определить величину суммарного момента тренияТсв подшипниках головки. Результат занести в табл. 2.
5. Увеличивая нагрузку ступенями по 500 Н, определить момент трения в подшипникахТс на каждой ступени. Перед определениемТс установка должна проработать не менее 10 с. Результаты занести в табл. 2.
6. Достигнув максимальной нагрузки, следует повторить эксперимент в обратной последовательности, ступенчато уменьшая нагрузку.
Внимание!
Величину максимальной нагрузки задает преподаватель. Превышение максимальной нагрузки может привести к разрушению конструкции.
7. Повторением эксперимента, описанного выше, определить влияние смазки на зависимость момента трения в подшипникахТсот нагрузки; при этом смазочное устройство установить на верхней штыревой опоре, а уровень масла в головке контролировать через смотровое окно. Результаты эксперимента занести в табл. 2.
8. Для каждой ступени нагружения рассчитать величину приведенного коэффициента трения. ВеличинуТс для каждой ступени определять как среднее арифметическое значения, полученных при нагружении и разгрузке подщипников.
Результаты расчетов занести в табл. 2 и построить график зависимости от нагрузки на подшипник при наличии смазки и без неё (рис. 4).
Анализ результатов и содержание отчета
1. Название и цель работы.
2. Краткое описание основных физических процессов при работе подшипников качения, установки и методики измерения нагрузки и суммарного момента тренияТс.
3. Таблица результатов и графики зависимости от F.
4. Анализ результатов эксперимента и выводы по работе.
Таблица 2.
Результаты эксперимента
Условия эксперимента | Нагрузка на подшипники, F, Н | Суммарный моментТс, Н мм | Приведенный коэффициент трения, | ||
нагружение | разгрузка | среднее | |||
Без смазки | |||||
… | |||||
Со смазкой | |||||
… |
Рис. 4 График зависимости приведенного коэффициента трения от нагрузки на подшипник:
кривая 1 - подшипник без смазки; кривая 2 - подшипник со смазкой.
Вопросы для самоконтроля
1. В каких единицах измеряются коэффициенты трения качения и трения скольжения?
2. В каких случаях целесообразно использовать подшипники качения, а в каких - подшипники скольжения?
3. Почему с увеличением частоты вращения потери на трение в подшипнике качения возрастают?
4. Как влияет смазка на момент трения в подшипниках?
Учебное издание
Детали машин о основы конструирования
Методические указания
Часть II
Составители:
Дегтярев Александр Иванович
Свешников Борис Петрович
Москалев Владимир Алексеевич
Пермь 2009