Проектный расчет на контактную выносливость
В ходе проектного расчета закрытых прямо- и косозубых зубчатых передач устанавливают предварительные размеры передачи.
1. Выбирают материал и способ обработки (п. 3.2.1).
2. Рассчитывают допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба (п. 3.2.2).
3. Определяют коэффициент относительной ширины колес . Этот параметр выбирают в следующих пределах: для колес из улучшенных сталей при несимметричном расположении относительно опор принимают , из закаленных сталей при таком же расположении 0,25…0,315; для любых колес при симметричном расположении относительно опор 0,4.. 0,5; для шевронных колес 0,6..0,8; для передвижных шестерен коробок передач .
4. Определяют межосевое расстояние передачи.
По ГОСТ 21354-87 сначала вычисляют ориентировочное значение межосевого расстояния, мм.
, (4.3.1)
где – расчетный коэффициент; для прямозубых передач , для косозубых и шевронных ; – передаточное число; – вращающий момент на колесе, Н∙м; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии. При проектном расчете принимают (меньшее значение при твердости материала колес , большее – при ), – допустимое контактное
напряжение, МПа (п. 3.2.2).
Полученное значение округляют по (ГОСТ 2185-66*) до ближайшего числа из рядов, имея в виду, что значения первого ряда предпочтительнее:
1-й ряд – 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800;
2-й ряд – 140, 180, 225, 280, 355, 450, 560, 710, 900.
5. Принимают нормальный модуль для прямозубых передач (он же является окружным модулем ) в зависимости от : для нормализованных или улучшенных колес , для колес с закаленными зубьями . Выбранное значение модуля округляют до ближайшего стандартного (ГОСТ 9563-60), имея в виду, что значения без скобок предпочтительнее: 1; 1,25; 1,5; (1,75); 2; (2,25); 2,5; (2,75); 3; (3,25); 3,5; (3,75); 4; (4,25); 4,5; 5; (5,5); 6; 6,5; (7); 8; (9); 10; (11); 12.
Для прямозубых передач с целью сохранения стандартного значения модуль необходимо назначать кратным этому значению.
6. Определяют числа зубьев шестерни и колеса:
– для прямозубых передач
; ; ; (4.3.2)
– для косозубых передач
, (4.3.3)
где – суммарное число зубьев шестерни и колеса; – угол наклона зубьев, град.
Предварительно принимают = 8…20°. Нижнее значение ограничено с целью обеспечения минимума двухпарного зацепления, верхнее – во избежание больших осевых сил. Для шевронных колес = 25…30° (40°).
Полученное значение округляют до ближайшего целого значения и уточняют угол зубьев:
. (4.3.4)
В этом случае сохранится стандартное значение межосевого расстояния.
Для косозубых колес число зубьев шестерни при некорригированном зацеплении выбирают из условия
. (4.3.5)
7. Далее определяют остальные геометрические параметры.
· При некоррегированном зацеплении делительные диаметры, мм, соответственно шестерни и колеса (рис. 4.8) с точностью до сотых долей вычисляют по формулам:
, (4.3.6)
.
.
Рис. 4.8. Геометрические параметры цилиндрической зубчатой передачи
· Затем проверяют межосевое расстояние:
. (4.3.7)
· Ширина колеса, мм:
, (4.3.8)
где – рабочая ширина венца зубчатого колеса.
Для косозубых передач необходимо проверять условие
. (4.3.9)
Ширину шестерни принимают приблизительно на 5 мм больше ширины с целью компенсации возможных погрешностей сборки.
· Диаметры окружностей, мм, соответственно вершин и впадин зубьев шестерни:
. (4.3.10)
· Диаметры окружностей, мм, соответственно вершин и впадин зубьев
колеса:
. (4.3.11)
После выполнения проектного расчета, учитывая, что основным видом разрушения закрытых зубчатых передач является усталостное выкрашивание (питтинг) поверхности зубьев вблизи полюсной линии, переходят к проверочному расчету на контактную выносливость.