Проверочный расчёт на прочность при изгибе
А) Эквивалентное число зубьев
Шестерни
Колеса
Б) По табл. принимается коэффициенты формы зуба и концентрации напряжений при коэффициенте смещения х=0; шестерни YFs1 = 3.8 колеса YFs2 = =3.59
В) Коэффициент, учитывающий наклон зуба
Условие выполнено
Г) Для косозубых колес коэффициент
Д) Расчётные напряжения изгиба в основании ножки зуба:
Колеса
Шестерни
Прочность зубьев на изгиб выполняется
Основные геометрические размеры передачи.
Делительные диаметры шестерни и колеса
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Диаметры вершин шестерни и колеса
Диаметры впадин шестерни и колеса
Межосевое расстояние
Принимается =95
Пригодность заготовок шестерни и колеса
Диаметр заготовки шестерни
Dзаг=d+6мм = 50,938 +6 =57<D =200мм
Sзаг=0,4 b2 =0,4 30 =12 мм или Sзаг=8m =8 1,5=12 мм, что меньше S=125 мм
Условия пригодности заготовок колес выполняются
4 Предварительный расчёт валов
4.1 Ведущий вал.
Рисунок 4.1 Конструкция ведущего вала.
4.1.1Выполняется расчёт выходного конца.
(4.1)
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
[τкр] – допускаемое напряжение кручения для стали 40ХН, [τкр]=25 МПа
d1вых=0,75×dэл; (4.2)
где dэл=28 мм – диаметр выходного конца электродвигателя.
d1вых=0,75×28=22 мм
Принимается d1вых=22 мм.
4.1.2 Рассчитывается диаметр под подшипник
d1п=d1вых+3 мм (4.3)
d1п=22+3=25 мм
Принимаем d1п=25 мм.
4.1.3Рассчитывается диаметр под шестерню
d1ш=d1п+5 мм=25+5=30 мм
4.1.4 На ведущий вал выбираются подшипники 205 средний серии.
d=25 мм; D=52 мм; В=15 мм; r=1,5 мм; С=14 кН; С0=6,95кН. (4.4)
4.5 Ведомый вал
Рисунок 4.2 Конструкция ведомого вала.
4.5.1 Выполняется расчёт выходного конца ведомого вала.
(4.5)
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Принимается окончательно d2вых=30 мм.
4.5.2 Рассчитывается диаметр под подшипники.
d2п=d2вых+5 (4.6)
d2п=30+5=35 мм
Принимаем окончательный d2п=35мм
4.5.3 Рассчитывается диаметр под колесо.
d2к=d2п+5 (4.7)
d2к=35+5=40 мм
4.5.4 На ведомый вал выбираются подшипники 207 средней серии.
d=35 мм; D=72мм; В=17 мм; r=2 мм; С=25,5 кН; С0=13,7 кН.
5 Конструирование зубчатых колёс
5 Шестерня выполняется по размерам: d1=48 мм; dа1=51 мм; b1=33 мм.
Колесо кованое: d2=143 мм; dа2=146 мм; b2=30 мм.
Рисунок 5.1 Конструкция колеса
5.1 Рассчитывается диаметр ступицы
dст=1,6×dк2 (5.1)
где dст – диаметр ступицы, мм;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
dст=1,6×40=64 мм
5.2 Рассчитывается длина ступицы
lст=(1,2÷1,5)×dк2 (5.2)
где lст – длина ступицы, мм.
lст=(1,2÷1,5)×40 = 48÷60мм
Принимается lст=50 мм.
5.3 Рассчитывается толщина обода
δ0=(2,5÷4)×mп (5.3)
где δ0 – толщина обода, мм;
тп – модуль зубьев, мм.
δ0=(2,5÷4)×1,5 = 3,75÷6 мм
Принимается δо=8 мм.
5.4 Рассчитывается толщина диска
С=0,3×b2 (5.4)
где С – толщина диска, мм;
b2 – ширина венца, мм.
С=0,3×30=9 мм
5.5 Определяется диаметр центровой окружности
Dотв=0,5×(D0+dст) (5.5)
где Dотв – диаметр центровой окружности, мм;
D0 – внутренний диаметр обода, мм;
dст – диаметр ступицы, мм.
Dотв=0,5×(124+64)=95 мм
5.6 Определяется диаметр отверстий
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
где dотв – диаметр отверстий, мм.
Принимается dотв=20 мм.
6 Конструирование корпуса редуктора
6.1 Рассчитывается толщина стенок корпуса и крышки редуктора.
δ=0,025×аω+1 (6.1)
где δ – толщина стенок корпуса, мм;
аω – межосевое расстояние,мм.
δ=0,025×95+1=3,375 мм
По таблице 10.2 [1] толщина стенок корпуса и крышки δ≥6мм. Окончательно принимается δ=6мм.
δ1=0,02×аω+1 (6.2)
где δ1 – толщина стенок крышки, мм.
δ1=0,02×95+1=2,9мм
Окончательно принимается δ1=6 мм.
6.2 Рассчитывается толщина верхнего пояса (фланца) корпуса.
b=1,5×δ (6.3)
где b – толщина верхнего пояса, мм;
δ – толщина стенок корпуса, мм.
b=1,5×6=9 мм
6.3 Рассчитывается толщина нижнего пояса (фланца) крышки корпуса.
b1=1,5×δ1 (6.4)
где b1 – толщина нижнего пояса, мм;
δ1 – толщина стенок крышки, мм.
b1=1,5×6=9мм
6.4 Рассчитывается толщина нижнего пояса корпуса.
р=2,35×δ (6.5)
где р – толщина нижнего пояса корпуса, мм;
р=2,35×9=21,15мм
Принимается толщина нижнего пояса корпуса р=15 мм.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
т=(0,8÷1)×δ (6.6)
где т – толщина рёбер, мм;
δ – толщина стенок корпуса, мм.
т=(0,8÷1)×6=5,1÷6 мм.
6.6 Определяется диаметр фундаментных болтов.
d1=(0,03÷0,036)×аw+12 (6.7)
d1=(0,03÷0,36)×95+12=14,85÷15,42 мм
Принимаются болты с резьбой М16
6.7 Определяется диаметр болтов крепящих крышку к корпусу у подшипников.
d2=(0,7÷0,75)×d1 (6.8)
d2=(0,7÷0,75)×16=11,2÷12 мм.
Принимаются болты с резьбой М12.
6.8 Определяется диаметр болтов соединяющих крышку с корпусом.
d3=(0,5÷0,6)×d1 (6.9)
d3=(0,5÷0,6)×16=8÷9,6 мм
Принимаются болты с резьбой М10.
7 Выбор и расчёт подшипников на долговечность.
Ведущий вал.[2]
Из предыдущих расчётов имеется Ft=1752H; Fr=657H; Fa=372H; из
первого этапа компоновки l1=103 мм.
Расчетная схема ведущего вала
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Определяются реакции опор:
в плоскости xz
где Rх1=Rх2 – реакции опор, Н;
Ft – окружная сила, Н.
в плоскости yz
где Fr – радиальная сила, Н;
d1 – делительный диаметр шестерни, мм.
Проверка:
Ry1+Ry2-Fr=377 +280-657 =0
Определяются суммарные реакции
Выбираются подшипники по более нагружённой опоре. Намечаются ради-
альные шарикоподшипники 305 серии: d=25 мм; D=52 мм; B=15мм;
С=14 кН;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Рассчитывается эквивалентная нагрузка
Pэ=(XVPr1+YPa)КσКτ (7.1)
где Рr1=953,7– радиальная нагрузка, Н; осевая нагрузка Pa = Fa =372H;
V=1 – коэффициент вращения внутреннего кольца;
Кσ=1; Кτ=1 – коэффициенты безопасности для приводов ленточных кон
вееров.
Отношение
этой величине соответствует е = 0,26 (по табл. 9,18)
Отношение
Рэ=(0,56×953,7 +1,88´372)х1х1=1233 Н
Рассчитывается расчётная долговечность, млн. об.
(7.2)
где С – динамическая грузоподъёмность, Н
млн. об
Рассчитывается расчётная долговечность, ч
(7.3)
где п – частота вращения внутреннего кольца, об/мин.
ч
Ведомый вал несёт такие же нагрузки, как и ведущий: Ft=1752H,
Fr=657H, Fa=372H;
Нагрузка на вал от цепной передачи FB=2628H.
Составляющие этой нагрузки
FBX = FBY = FBsinY= 2628sin 45° = 1708H
Из первого этапа компоновки l2=102 мм; l3=51 мм.
Определяются реакции опор:
в плоскости xz
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
(7.4)
(7.5)
Проверка:
Rx3+Rx4-(Ft+FBX)=416+3176-(1752+1840)=0
в плоскости yz
(7.6)
(7.7)
Проверка:
Ry3 +FBy-(Fr+Ry4)=657+1840-(657+1840)=0
Определяются суммарные реакции
(7.8)
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Выбираются подшипники по более нагружённой опоре 4.
Намечаем шарикоподшипники радиальные 207 серии: d=35 мм;
D=72 мм; В=17 мм; С=25,5 кН; С0=13,7кН.
Рассчитывается эквивалентная нагрузка
Отношение
Этой величине соответствует е=0,22 (по табл. 9.18)
Отношение
поэтому Pэ=Pr4VKσKτ (7.10)
Pэ=3670 1´1,2 1=4404Н
Рассчитывается расчётная долговечность, млн. об.
(7.11)
млн.об.
Рассчитывается расчётная долговечность, ч
(7.12)
ч
Из расчетов ч, а для зубчатых редукторов ресурс работы
под-шипников не должен быть менее 10000 ч (минимально допустимая долговеч-
ность подшипника), исходя из всего этого выбираем шариковые радиаль-
ные подшипники 207 среднесерии.
8 Выбор и расчёт муфт
8.1 Для соединения вала электродвигателя с ведущим валом редуктора необходимо подобрать муфту с упругими элементами для того, чтобы гасить вибрации и толчки идущие от электродвигателя.
Наиболее подходящие муфты упругие втулочно – пальцевые МУВП…
Для подбора муфты необходим момент расчётный Мр, диаметр вала электродвигателя dэл и диаметр выходного конца ведущего вала d1вых.
Из предыдущих расчётов имеем: dэл=38 мм, d1вых=22 мм.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Рисунок 8.1 Муфта упругая втулочно-пальцевая
8.2 Определяется момент расчётный
Тр=Кm×Т1 (8.1)
где Мр – расчётный момент для подбора муфты, Нм;
к=1,4 – коэффициент режима работы привода.
Тр=1,4×41,6=58,24Нм
Выбираем муфту МУВП1-50-55НН 2096-64
8.3 Пальцы проверяются на изгиб по сечению А – А, а резиновые втулки на смятие поверхности, соприкасающейся с пальцами.
Условие прочности пальца на изгиб:
(8.2)
где σи – наиб.напряжение изгиба в опасном сечении пальца, Н/мм2;
Мр – расчётный момент, Нмм;
D0 – диаметр окружности, на которой расположены пальцы, мм;
Z – число пальцев;
lп – длина пальцев, мм;
dп – диаметр пальца, мм.
[σ]n=80÷90 Н/мм2 – допускаемое напряжение на изгиб для пальцев.
Условие прочности выполняется.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
(8.3)
где lb – длина втулки, мм;
[σ]см=1,8÷2,0 Н/мм2 – допускаемое напряжение на смятие для резины.
Условие прочности на смятие выполняется.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Шпонками называются соединительные элементы между валом и ступицей (колеса, шкива, маховика и т. д.). Шпонки в основном изготавливаются из сталей (Сталь 20, Сталь 35, Сталь 45) термообработка специальная не нужна. Шпонки и шпоночные пазы стандартизованы.
Выбираются шпонки призматические со скруглёнными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок – по ГОСТ 23360 – 78.[3] Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
Напряжения смятия и условие прочности определяется по формуле
(9.1)
где Т – передаваемый момент;
d – диаметр вала;
(h-t1) – рабочая глубина паза в ступице;
(l-b) – рабочая длина шпонки со скруглёнными торцами;
[σсм]=100МПа – допускаемое напряжение смятия при стальной ступице.
Рисунок 9.1 Шпоночное соединение.
9.1 Ведущий вал.
d=22 мм; b×h=8×7 мм; t1=4 мм;
t2=3,3 мм; l=60 мм; Т=41,6×103Нмм.
Условие прочности на смятие выполняется.
9.2 Ведомый вал.
d=30 мм; b×h=10×8 мм; t1=5 мм;t2=3,3мм; l=60мм; Т=116×103Нмм.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Условие прочности на смятие выполняется.
d=40 мм; b×h=12×8 мм; t1=5 мм; l=50 мм; Т=116×103Нмм.
Условие прочности на смятие выполняется.
10 Уточнённый расчёт валов
10.1 Ведущий вал.
Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполняется заодно с валом), т. е. сталь 45, термообработка – улучшение.
При диаметре заготовки до 90мм (в нашем случае dа1=50 мм) среднее значение σb=780 МПа.[2]
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба
σ-1 0,43σb (10.1)
σ-1=0,43×780=335 МПа
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений
τ-1 0,58σ-1 (10.2)
τ-1=0,58×335=194 МПа
Сечение А – А
Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитывается на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.
Коэффициент запаса прочности
(10.3)
где амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла
(10.4)
При d=22мм; b=6 мм; t1=3,5 мм
(10.5)
Wк нетто =
Принимается kτ=1,5; ετ=0,83; ψτ=0,1 [1]
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Определяется изгибающий момент от консольной нагрузки
(10.6)
где l – длина полумуфты, мм.
M=2,5
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
(10.9)
Результирующий коэффициент запаса прочности
(10.10)
получился близким к коэффициенту запаса Sτ=9,7. Это расхождение свидетельствует о том, что консольные участки валов оказываются прочными и что учёт консольной нагрузки не вносит существенных изменений. Фактическое расхождение будет ещё меньше, так как посадочная часть вала обычно бывает короче, чем длина полумуфты, что уменьшает значения изгибающего момента и нормальных напряжений.
По этим причинам проверять прочность в сечениях Б – Б и В – В нет необходимости.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
10.2 Ведомый вал
Материал вала – сталь 45 нормализованная; σb=570 МПа.
Пределы выносливости σ-1=246 МПа и τ-1=142МПа.
Сечение А – А
Диаметр вала в этом сечении 40 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки: kσ=1,6 и kτ=1,5; масштабные факторы εσ=0,85; ετ=0,73; коэффициенты ψσ=0,15 и ψτ=0,1.[1]
Крутящий момент Т2=82,5×103Нмм.
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости
М=Rx3l2 (10.11)
М'=416×102 = 42432Нмм
изгибающий момент в вертикальной плоскости
М”=Ry3l2+ Fa (10.12)
М” = 657×102+372x(144/2) =93798Нмм
суммарный изгибающий момент в сечении А – А
МА – А= Нмм
Момент сопротивления кручению (d=40 мм; b=12 мм; t1=5 мм)
(10.13)
Wк нетто =
Момент сопротивления изгибу
(10.14)
Wнетто=
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
(10.15)
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
(10.16)
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
(10.17)
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
(10.18)
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А – А
(10.19)
Сечение К-К: Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом (см.табл. 8.7)
и ; и
Изгибающий момент
(10.20)
Осевой момент сопротивления
(10.21)
Изм. |
тЛист |
докум. |
сьПодпись |
таДата |
тЛист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Полярный момент сопротивления
(10.22)
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения К-К
Условие прочности выполняется
Сечение Л – Л
Концентрация напряжений обусловлена переходом от Ø30 к Ø26: при D/d=30/26=1.15 и r/d=2.25/26=0.08 kσ=1,51 и kτ=1,21; масштабные факторы εσ=0,92; ετ=0,83;[1]
Внутренние силовые факторы такие же как и в сечение К-К
Осевой момент сопротивления
(10.36)
W =
Амплитуда нормальных напряжений
(10.37)
среднее напряжение σm=0
Полярный момент сопротивления
(10.38)
Wр=
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
(10.39)
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
29 |
КП.ДМ.150411.35.15.01.ПЗ |
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
(10.40)
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
(10.41)
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Л – Л
(10.42)
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП.ДМ.150411.35.18.02.ПЗ |
Сечение Б-Б: Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки (см. табл. 8.5)
и ; и
Изгибающий момент (положим х1=60мм)
Момент сопротивления сечения нетто при b=10 и t1=5мм
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
Момент сопротивления кручению сечения нетто
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
Коэффициенты запаса прочности
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б-Б
Таблица10.1. Результаты проверки сводятся в таблицу:
Результаты проверки сводятся в таблицу:
Таблица 10.1
Сечение | А-А | К-К | Б-Б |
Коэффициент запаса S | 2,7 | 1,68 |