Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба
.
Здесь JF = 0,85 – опытный коэффициент, учитывающий понижение нагрузочной способности конической прямозубой передачи по сравнению с цилиндрической; КF – коэффициент нагрузки.
КF = КFbКFu = 1,21×1,45 = 1,755,
где КFb = 1,21 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба, берется из табл. 3.7 [1] при ybd = 0,56, консольном расположении колес, валах на роликовых подшипниках и твердости НВ < 350; КFu = 1,45 – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, для прямозубых колес при твердости НВ < 350, скорости u = 5,2 м/с и 7-й степени точности (см. табл. 3.8 [1]) (значение взято для 8-й степени точности в соответствии с указанием на с. 53).
Коэффициент формы зуба YF выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев [1, c.46]:
для шестерни
,
при этом YF1 = 3,88 [1, с.42];
для колеса
,
при этом YF2 = 3,6 [1, с.42].
Допускаемое напряжение при проверке зубьев на изгиб
.
Предел выносливости при изгибе по табл. 3.9 [1] для стали Ст 40Х улучшенной при твердости НВ < 350 = 1,8 НВ;
для шестерни = 1,8×270 = 490 МПа;
для колеса = 1,8×245 = 440 МПа.
Коэффициент запаса прочности
[SF] = [SF]'.[SF]'' = 1,75×1 = 1,75,
где [SF]' = 1,75 (по табл. 3.9 [1]) – учитывает нестабильность механических свойств;
для поковок и штамповок [SF]'' = 1.
Допускаемые напряжения при расчете зубьев на выносливость:
для шестерни
МПа;
для колеса
МПа;
для шестерни отношение
МПа;
для колеса
МПа.
Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, так как полученное отношение для него меньше.
Проверяем зуб колеса:
МПа < [sF2] = 250 МПа.
Проверочный расчет на изгибную статическую прочность
При пиковой нагрузке
Расчетные изгибные напряжения при пиковой нагрузке
.
Допускаемые изгибные напряжения при действии максимальной нагрузки для стальных колес с улучшением:
;
.
Условие прочности выполнено.
Таким образом, все условия прочности выполняются.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА
Расчет выполняем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Крутящие моменты в поперечных сечениях валов по табл.1:
ведущего вала
Тк1 = Т1 = 49,2 Н×м;
ведомого вала
Тк2 = Тк1×u×h = 49,2×3,16×0,95 = 147,6 Н×м.
Диаметр выходного конца ведущего вала при допускаемом напряжении [tк] = 25 МПа (по формуле (8.16) [1])
мм.
Для соединения ведущего вала с помощью МУВП gj UJCN 21424-75 с валом электродвигателя dдв = 38 мм принимаем dв1 = 28 мм, под подшипниками dп1 = =30 мм, под шестерней dк1 = 20 мм.
Диаметр выходного конца ведомого вала dв2 определяем при [tк] = =25 МПа:
мм.
Так как выходной конец вала работает только на кручение, то можно принять меньшее значение диаметра (из конструктивных соображений). Примем db2 = 28 мм, под подшипниками dп2 = 30 мм, под зубчатым колесом dк2 = 35 мм. Последующие расчеты покажут оптимальность данного выбора.