Проверка валов на статическую прочность
Проверка валов на статическую прочность ведётся для предупреждения пластических деформаций в период действия пиковых нагрузок (например, в период пуска) по эквивалентным напряжениям:
где
; ;
(МИS)П; (Т)П – суммарный изгибающий и крутящий моменты в опасном сечении при перегрузках.
Можно находить sИП, tП следующим образом:
;
Здесь sumax, tmax- максимальное напряжение изгиба и кручения, найденные при расчёте вала на усталостную прочность;
К – коэффициент перегрузки. «К» определяют следующим образом:
Здесь Ртр – требуемая мощность двигателя (определяется при энергетическом расчёте привода);
Рдв – номинальная мощность выбранного двигателя;
- кратность максимального момента выбранного двигателя (приведена в каталогах на электродвигатели).
Предельное допускаемое напряжение [s]n » 0,8sТ.
ПОДШИПНИКИ
Подшипники служат опорами валов и осей. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу, и передают их на корпус и раму машины. Во избежание снижения КПД механизма потери мощности в подшипниках должны быть минимальными (h»0,99). От качества подшипников в значительной степени зависит работоспособность и долговечность машины.
Подшипники различают по виду трения и по характеру воспринимаемой нагрузки.
По виду трения подшипники делятся на две группы:
1) Подшипники скольжения, у которых опорный участок вала – цапфа, которая скользит по поверхности подшипника;
2) Подшипники качения, у которых трение скольжения заменяется трением качения посредством установки шариков или роликов между опорными поверхностями подшипника и вала.
По второму признаку все подшипники делят на:
- Радиальные подшипники, воспринимающие все радиальные нагрузки;
- Упорные подшипники, воспринимающие все осевые нагрузки;
- Радиально-упорные подшипники, воспринимающие радиальные и осевые нагрузки.
Все эти типы подшипников широко применяются в машиностроении.
Подшипники скольжения
Применение. Область применения подшипников скольжения в современном машиностроении значительно сократилась в связи с широким распространением подшипников качения. Однако в ряде областей подшипники скольжения сохраняют своё преимущество. В настоящее время подшипники скольжения применяют в следующих случаях:
- Для валов и осей, требующий весьма точной установки;
- Для весьма быстроходных валов (до десятков тысяч оборотов в минуту), в условиях работы которых долговечность подшипников качения очень мала;
- Для валов очень большого диаметра, для которых не изготавливают стандартных подшипников качения;
- Для валов, у которых по условиям сборки подшипники должны быть разборными (коленчатые валы);
- Для валов, работающих в особых условиях (в воде, кислоте и пр.), где подшипники качения неработоспособны;
- Для валов, воспринимающих ударные и вибрационные нагрузки;
- Для валов тихоходных в неответственных машинах.