Посадки зубчатых колес
Вид зубчатых колёс | Назначение и условия применения | Рекомендуемая длина отверстия | Рекомендуемые посадки | |
цилиндровое соединение | шлицевое соединение | |||
Неподвижные зубчатые колёса | основная посадка | (1-1,25)d, где d – диаметр отверстия | ||
посадка, применяемая при необходимости облегчения монтажа | ||||
посадка точных колёс на шпинделях | — | |||
Перемещающиеся по валу зубчатые колёса и блоки | при малой длине отверстия | (1-1,25)d и более | ||
при средней длине отверстия | ||||
при большой длине отверстия (более 2d) | ||||
Насадные венцы, насадные колёса блоков | при малых усилиях, большой длине посадки | — | ||
при больших усилиях, малой длине посадки | ||||
при закреплении венцов клеем | ||||
Сменные зубчатые колёса | силовые | (0,8-1)d | ||
механизмов подач |
4.9.
Шпонки призматические, применяемые в станкостроении
Основные размеры, мм
D | b×h | k | t | t1 | D1 | D2 | Мкр, кгс·см |
5×5 | 2,20 | 3,2 | 1,9 | 18,1 | 20,2 | ||
5×5 | 2,15 | 3,2 | 1,9 | 20,1 | 22,1 | ||
6×6 | 2,65 | 3,8 | 2,3 | 22,6 | 25,1 | ||
6×6 | 2,60 | 3,8 | 2,3 | 24,5 | 27,0 | ||
8×7 | 3,15 | 4,5 | 2,6 | 28,0 | 31,0 | ||
8×7 | 3,10 | 4,5 | 2,6 | 31,0 | 34,0 | ||
8×7 | 3,05 | 4,5 | 2,6 | 33,0 | 35,9 | ||
10×8 | 3,60 | 5,2 | 2,9 | 35,5 | 38,9 | ||
10×8 | 3,55 | 5,2 | 2,9 | 38,4 | 41,8 | ||
12×8 | 3,85 | 5,2 | 2,9 | 43,6 | 47,1 | ||
14×9 | 4,35 | 5,8 | 3,3 | 49,1 | 53,2 | ||
16×10 | 4,80 | 6,5 | 3,6 | 54,6 | 59,2 | ||
16×10 | 4,70 | 6,5 | 3,6 | 59,5 | 64,0 | ||
18×11 | 5,30 | 7,1 | 4,0 | 65,0 | 70,1 | ||
18×11 | 5,20 | 7,1 | 4,0 | 69,9 | 74,9 | ||
20×12 | 5,65 | 7,8 | 4,3 | 75,4 | 80,9 | ||
20×12 | 5,60 | 7,8 | 4,3 | 80,4 | 85,8 | ||
24×14 | 6,85 | 9,0 | 5,2 | 86,5 | 93,1 | ||
24×14 | 6,75 | 9,0 | 5,2 | 91,5 | 98,0 |
4.10. Конструктивные элементы и изображение шлицевого соединения
Размеры и посадки шлицевых соединений
Размеры шлицевых соединений
Число шлицев z | Внутренний диаметр d, мм | Наружный диаметр D, мм | Ширина шлицев b, мм | Размер фасок f х 45° | |
Номин. | Пред. откл. | ||||
0,3 | +0,2 | ||||
0,3 | +0,2 | ||||
0,3 | +0,2 | ||||
0,3 | +0,2 | ||||
0,4 | +0,2 | ||||
0,4 | +0,2 | ||||
0,4 | +0,2 | ||||
0,4 | +0,2 | ||||
0,4 | +0,2 | ||||
0,5 | +0,3 | ||||
0,5 | +0,3 | ||||
0,5 | +0,3 | ||||
0,5 | +0,3 | ||||
0,5 | +0,3 | ||||
0,5 | +0,3 | ||||
0,5 | +0,3 | ||||
0,5 | +0,3 | ||||
0,5 | +0,3 |
Посадки
Центрирующий диаметр: d или D
Вид соединения | Посадки по центрирующему диаметру |
Плотное | |
Скользящее | |
Ходовое |
4.12.
Пример конструкции узла со шлицевым валом и составным блоком зубчатых колес
Кольца пружинные
Примеры крепления подшипников с помощью пружинных колец
Механические характеристики сталей, применяемых для зубчатых колес
Марка стали | Размер заготовки, мм (диаметр или толщина) | Термо-химическая обработка | Твердость | Прочность, | Базовый предел выносливости, | ||||||
сердцевины | поверхности | sВ | sт | s-1р | s-1и | t-1 | контактный sН×limb | при изгибе sF×limb | |||
без ограничения | нормализация | 194 НВ | 194 НВ | 1,8 НВ + 65 | 1,8 НВ | ||||||
<250 | закалка ТВЧ 2мм | 194 НВ | 45…50 HRC | 14 НRC + 165 | |||||||
40Х | улучшение | 230...280 НВ | 2 НВ + 70 | 1,8 НВ | |||||||
40Х | закалка | 45...50 HRC | |||||||||
40ХН | закалка | ||||||||||
18ХГТ | цементация | 240...300 НВ | 56...63 HRC | ||||||||
30ХГТ | |||||||||||
20Х | НВ>212 |
Элементы конструкции шпиндельных узлов
Основные типы передних концов шпинделей