Расчет цилиндрической прямозубой передачи на контактную прочность
3.43. Расчет прочности контактирующих поверхностей зубьев основан на ограничении наибольших нормальных напряжений.
При выводе формул приняты следующие допущения: зубья рассматривают как два находящихся в контакте цилиндра с параллельными образующими (радиусы этих цилиндров принимают равными радиусам кривизны профилей зубьев в полюсе зацепления); нагрузку считают равномерно распределенной по длине зуба; контактирующие профили предполагают неразделенными масляной пленкой.
На основании этих допущений к расчету зубчатых колес можно применить результаты исследований на контактную прочность цилиндрических роликов. Наибольшие нормальные контактные напряжения возникают в точках, лежащих на очень малой глубине под линией контакта по формуле Герца—Беляева:
(3.16)
где q — расчетная удельная нормальная нагрузка; Епр — приведенный модуль упругости материалов зубьев; ρпр — приведенный радиус кривизны профилей зубьев шестерни и колеса; ц — коэффициент Пуассона. Для прямозубых колес без учета коэффициентов нагрузки
q = Fт /l∑, (3.17)
где Fn = F,/cosaω — нормальная сила, действующая на зуб (см. рис. 3.35); Ft — окружная сила; l∑ = bωKεεa — суммарная длина контактной линии (для прямозубых передач 1∑ = Ьω — ширина венца, так как Kεεa ≈1,0; здесь Кε = 0,95 — коэффициент, учитывающий непостоянство суммарной длины контактной линии); εa — коэффициент перекрытия.
Для учета неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, а также для учета динамических нагрузок вследствие погрешности изготовления и деформации деталей передачи вводят коэффициент нагрузки К= КНβКНV (см. табл. 3.4—3.5).
Отсюда
(3.18)
Приведенный модуль упругости Епр = 2Е1Е2/(Е1 + Е2), где Ех и Е2 — модули упругости материалов шестерни и колеса.
Зубья рассматриваются как цилиндры длиной Ьа (ширина зубчатого колеса) и радиусов ρ1 и ρ2, где
Приведенный радиус кривизны зубьев в полюсе
Здесь знак «плюс» для внешнего зацепления, знак «минус» — для внутреннего зацепления.
Подставляя значения ρпр и q в формулу (3.17), после преобразований получим
(3.19)
Обозначим в формуле (3.19) выражение через ZH — коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;
= Zм — коэффициент, учитывающий механические свойства
материалов сопряженных колес (ZM = 275 МПа1/2 — для стальных колес);
= Zz — коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линии для прямозубых передач.
Получим расчетную формулу, рекомендуемую для проверочного расчета:
(3.20)
После подстановки значений Ft= 2T2/d1u; d1 = 2aω/(u 1) и bω =Ψibaaw в формулу (3.20) и некоторых преобразований получим удобную для расчета формулу
(3.21)
Значение ΨЬа определяют по формуле ΨЬа = 2Ψba/(u+ 1) (Ψbd — см. табл. 3.7).
Расшифруйте формулу (3.21) и подставьте единицы измерения параметров, входящих в эту формулу.
3.44.После некоторых преобразований формулы (3.21) получим формулу проектировочного расчета для определения межосевого расстояния прямозубых зубчатых передач:
Обозначим через вспомогательный коэффициент
Ка (для прямозубых передач при KHv = 1,25, Ка = 49,5 МПа1/3).
Тогда формула проектного расчета для определения межосевого расстояния закрытых цилиндрических передач
(3.22)
Проанализируйте формулы (3.17), (3.21), (3.22). В каких зубьях {шестерни или колеса) возникает большее нормальное контактное напряжение?
3.45.Допускаемые контактные напряжения (МПа) при расчете рабочих поверхностей на усталостное выкрашивание рассчитываются по формуле
[σ]н = (σHlimb /SH)ZRKHL,
где σHlimb — предел выносливости рабочих поверхностей зубьев (табл. 3.9). соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений NHlim, МПа (база испытаний NH0 определяется по табл. 3.10);
SH — коэффициент безопасности {SH= 1,1 при нормализации, улучшении или объемной закалке; при поверхностной закалке и цементации SH=1,2);
ZR — коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев (ZR = 1 ÷ 0,9);
KHL — коэффициент долговечности, который учитывает влияние срока службы, режима нагрузки передачи и возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач.
Таблица 3.9. Пределы контактной выносливости σHlimb
σHlimb , МПа | Материал | Твердость поверхностей зубьев (средняя) | Термическая обработка зубьев |
2 НВ + 70 18 HRC+ 150 17 ЯЛС+200 | Сталь углеродистая и легированная | НВ < 350 HRC 38-50 HRC 40-50 | Нормализация, улучшение Объемная закалка Поверхностная закалка |
23HRC | Сталь легированная | HRC> 56 HV 550-750 | Цементация и нитроцемен-тация Азотирование |
Таблица 3.10. Базовое число циклов NHO | |||||||||
Твердость поверхностей зубьев НВ | До 200 | ||||||||
NHO, МЛН ЦИКЛОВ | 17,0 | 26,4 | 38,3 | 52,7 |
При постоянной нагрузке КHL = (или
NH= 573ωct∑) — циклическая долговечность (см. шаг 3.40).
При переменной нагрузке расчетная циклическая долговечность определяется по формуле:
NHE = 60 · п · с · t∑ · KHE,
где КНЕ — коэффициент приведения переменного режима нагружения к постоянному эквивалентному
В расчетные формулы (3.21) и (3.22) входит меньшее из допускаемых напряжений, установленных для шестерни и колеса. Так как материал колеса имеет обычно меньшую твердость, чем материал шестерни, то в большинстве случаев [σ]н для колеса меньше.
В табл. 3.9 даны значения предела выносливости σHlimb (база испытаний) для различных материалов зубчатых колес.
По данным примера (шаг 3.40) определить допускаемые контактные напряжения для шестерни колеса прямозубой передачи.