Классификация шпоночных соединений
Бесступенчатые фрикционные передачи
по кинематике удобно разделять на
простые передачи, передачи с
промежуточными телами качения (сдвоенные) и
планетарные передачи; а по форме тела
качения, у которого изменяются радиусы
качения,— на дисковые или лобовые,
конусные, шаровые и торовые.
По разветвлению потока мощности
передачи делят на однопоточные и
многопоточные.
Лобовые вариаторы (см. рис.
13.2) вследствие значительной разности
скоростей на площадке касания уступают
вариаторам других конструкций по КПД
и износостойкости. Однако благодаря
своей простоте, возможности выполнения
их реверсивными, а также благодаря
перпендикулярности осей ведущего и
ведомого валов, что в ряде случаев упрощает
кинематическую схему машины, простые
лобовые вариаторы иногда применяют,
в частности, в малых винтовых прессах
и приборах.
Конусные многодисковые
вариаторы по схеме Байера имеют
тела качения —
пакеты конических
раздвижных дисков и пакеты раздвижных
дисков с коническими поясками (рис. 13.4).
Регулирование частот вращения
осуществляется смещением осей промежуточных
валов, в результате чего меняется
расстояние от оси вращения до площадок контакта
конических дисков с сопряженными
дисками;
Среди фрикционных вариаторов с
жесткими телами качения многодисковые
вариаторы являются наиболее
перспективными. Они довольно широко применяются
за рубежом, где изготовляются рядом
фирм размерными гаммами с наибольшей
мощностью в сотни киловатт.
Шаровой соосный сдвоенный
вариатор (рис. 13.5) имеет тела
качения в виде двух соосно расположенных
на входном и выходном валах конусных
чашек / и 2 и четырех шаров 3.
Регулирование частот вращения достигается
поворотом геометрических осей вращения
шаров, благодаря чему одновременно
увеличивается радиус качения шаров по
одной чашке и уменьшается радиус
качения по другой чашке. Когда оси вращения
шаров параллельны оси вариатора,
передаточное отношение равно единице.
2.2 (45). Шпоночные соединения. Классификация. Достоинства и недостатки. Геометрия. Критерии работоспособности. Расчеты на прочность и износостойкость.
Шпонка —
деталь, устанавливаемая- в
пазах двух соприкасающихся деталей
и препятствующая относительному
повороту или сдвигу этих деталей. Шпонки
преимущественно применяют для передачи
вращающего момента от вала к ступице или
наоборот.
Шпоночные соединения могут быть
разделены на две группы: 1) ненапряженные,
осуществляемые призматическими или
сегментными шпонками; 2)
напряженные —
клиновыми шпонками или
штифтами.
Достоинства шпоночных соединений – простота конструкции, вследствие чего их широко применяют во всех областях машиностроения.
Недостатки – шпоночные пазы ослабляют вал и ступицу насаживаемой на вал детали. Ослабление вала обусловлено не только уменьшением его сечения, но, главное, значительной концентрацией напряжений изгиба и кручения, вызываемой шпоночным пазом.
Шпоночное соединение трудоемко в изготовлении: при изготовлении паза концевой фрезой, требуется ручная пригонка шпонки по пазу; при изготовлении дисковой фрезой – крепление шпонки в пазу винтами от возможных осевых перемещений.
Классификация шпоночных соединений
Шпоночные соединения подразделяют на ненапряженные и напряженные.
Ненапряженные соединения получают при использовании призматических и сегментных шпонок. При сборке этих соединений в деталях не возникает монтажных напряжений. Для обеспечения центрирования и исключения контактной коррозии (фретинг-коррозии) ступицы устанавливают на валы с натягом.
Напряженные соединения получают при применении клиновых и тангенциальных шпонок(рис. 2). При сборке таких соединений возникают предварительные (монтажные) напряжения. Тангенциальные шпонки являются разновидностью клиновых шпонок. При запрессовке клиновых шпонок в соединении возникают распорные радиальные силы, что приводит к появлению дисбаланса.
Клиновые шпонки в настоящее время применяются редко, поэтому их методика расчета на прочность здесь не рассматривается.