Уравновешивание вращающихся масс (роторов)
Ротором называют любое вращающееся тело.
Роторами являются валы быстроходных двигателей, центрифуги, турбины, шпиндели токарных станков и т.д., скорость вращения которых достигает 20000-50000 об/мин.
Рассмотрим вал, вращающийся в подшипниках A с постоянной угловой скоростью ω. С валом жестко связаны заданные массы m1, m2 и m3 (рис. 7.4), расположение в трех плоскостях Т1, Т2, Т3, перпендикулярных к оси вращения z-z на расстояниях r1,r2 и r3.
Рис.7.4
Силы инерции, развиваемые этими массами равны:
, , .
Результирующая сила инерции всего тела или главный вектор сил инерции равен:
,
где m - масса всего тела,
rs - расстояние от центра масс всего тела до оси вращения;
- статический момент.
Результирующий момент всех сил инерции или главный момент сил инерции равен:
где – центробежный момент инерции относительно оси вращения.
Главный вектор сил инерции и главный момент сил инерции оказывают дополнительное динамическое давление на опоры (подшипники), вызывающее вибрации стойки.
Устранение этого вредного воздействия называют уравновешиваем роторов.
Условиями полного уравновешивания являются
, (7.3)
, (7.4).
Условие (7.3) называется условием статической уравновешенности и будет выполнено при rs=0, то есть когда центр S масс ротора лежит на оси вращения.
Мерой статической неуравновешенности ротора служит величина статического дисбаланса .
Для устранения статической неуравновешенности ротора необходимо в произвольной плоскости на любом расстоянии от оси вращения расположить одну дополнительную массу (например, в плоскости Т0 на расстоянии r0).
Условие (7.4) называется условием динамической уравновешенности и будет выполнено только в том случае, когда ось вращения совпадает с одной из главных осей инерции ротора.
Мерой динамической неуравновешенности служит величина динамического дисбаланса ротора .
Для устранения динамической неуравновешенности ротора необходимо в двух произвольных плоскостях на любом расстоянии от оси вращения расположить две дополнительные массы (например, в плоскостях Т0 и Т на расстоянии r0 и r).
Следовательно, полное уравновешивание ротора может быть достигнуто установкой двух дополнительных масс (противовесов), центры масс которых лежат в двух произвольно выбранных плоскостях.
Рассмотрим пример полного уравновешивания ротора.
Пример 7.1
Дано:
К валу, вращающемуся в подшипниках с постоянной угловой скоростью, закреплены массы.
m2=2кг, m3=3кг, m4=2кг, r2=10мм, r3=15мм , r4=12мм, l1=0, l2=100мм, l3=200мм, l4=300мм, l5=400мм, .
Произвести полное уравновешивание данного ротора.
Решение
Расположим дополнительную массу слева от массы m2 нарасстоянии l=100мм, а - справа от массы m4 нарасстоянии l=100м.
1.Условие динамического уравновешивания (7.4):
Найдем динамические дисбалансы. Выбираем масштаб μ= , делим величины динамических дисбалансов на данный масштаб и находим соответствующие отрезки. Все значения занесем в таблицу. Построим план динамических дисбалансов. На плане измеряем отрезок m5 r5 l5 , вписываем его длину в таблицу. Умножаем величину данного отрезка на масштаб, т.е. находим динамический дисбаланс, задаем массу = кг и находим
r5= Угол ά5 измеряем на построенном плане.
2.Условие статического уравновешивания (7.5)
Найдем статические дисбалансы. Выбираем масштаб μ= , делим величины статических дисбалансов на данный масштаб и находим соответствующие отрезки. Все значения занесем в таблицу. Построим план статических дисбалансов. На плане измеряем отрезок m1 r1 , вписываем его длину в таблицу. Умножаем величину данного отрезка на масштаб, т.е. находим статический дисбаланс, задаем массу = кг и находим
r1= Угол ά1 измеряем на построенном плане.
Масса | |||||
mi, кг | |||||
Радиус ri, см | |||||
Расстояние до начала отсчета li, см | |||||
ai, град | |||||
Статический дисбаланс miri, кгсм | |||||
Отрезки для построения плана статических дисбалансов, мм | |||||
Динамический дисбаланс mirili, кгсм2 | |||||
Отрезки для построения плана динамических дисбалансов, мм |
План динамических дисбалансовПлан статических дисбалансов
Балансировка роторов
Правильно спроектированный с точки зрения полного уравновешивания ротор все же может иметь некоторую неуравновешенность вследствие неоднородности материала, неточности обработки и сборки, перепадов температур и т. д. Поэтому все роторы проверяют на специальных балансировочных машинах.