Особенности шевронных передач
ЗУБЧАТЫЕ И ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Раздел №1: Прямозубые зубчатые передачи.
Цилиндрическое зубчатое колесо имеет следующие конструктивные элементы:
1. венец – часть зубчатого колеса, содержащая зубья
- ступица с– часть зубчатого колеса, насаживаемая на вал
- диск – часть зубчатого колеса между ступицей и венцом.
Зубчатые колеса, у которых линия направления зуба параллельна оси колеса, называются прямозубыми.
Контакт пары зубьев цилиндрической прямозубой передачи происходит по линии параллельной оси.
ДЛИНА ЛИНИИ КОНТАКТА РАВНА ШИРИНЕ ВЕНЦА
При работе прямозубой передачи пара зубьев входит в зацепление сразу по всей длине контакта, что сопровождается ударом зубьев и повышенным шумом. поэтому прямозубые передачи применяют при невысоких окружных скоростях.
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО: u = ω1/ω 2= n1/n 2 =d2/d 1= z2/z1
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРЯМОЗУБЫХ КОЛЕС
- d = mz– диаметр делительной окружности;
- da = mz +2m – диаметр окружности вершин зубьев;
- df = mz – 2.5m – диаметр окружности впадин зубьев;
- p = π m – шаг по делительной окружности;
- s = 0.5p – толщина зуба по делительной окружности;
- e = 0.5p – ширина впадины по делительной окружности;
- ha = m – высота головки зуба;
- hf = 1.25m - высота ножки зуба;
- h = 2.25m – высота зуба;
10. b – ширина венца.
Раздел №2: Косозубые и шевронные передачи.
ОСОБЕННОСТИ КОСОЗУБЫХ ПЕРЕДАЧ:
Косозубыми называются колеса, зубья которых наклонены к образующей цилиндра колеса на некоторый уголβ.
При работе косозубых колес зубья входят в зацепление не сразу по всей длине, а постепенно, что способствуют:
- плавной работе передачи
- снижению динамических нагрузок
- снижению шума
Недостатком косозубых передач является наличие осевой линии, дополнительно нагружающей опоры валов. Для снижения осевых сил угол наклона линии зуба рекомендуют выполнять в пределах β = 8…20˚
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ КОСОЗУБЫХ КОЛЕС
В косозубых колесах различают 2 шага зубьев:
– в нормальном сечении n-n нормальный шаг зубьев-pn
– в торцовом сечении окружной шаг – pt
Pt = P/cosβ
Следовательно модули у косозубых колес в разных сечениях будут разные.
нормальный модульm = p/π
окружной модульmt = pt/π mt = m/cosβ
делительный и начальный d = dw = mt z = mz/cosβ диаметры
Профиль косого зуба в нормальном сечении n-n совпадает с профилем прямого зуба модуля m.
- ha = m–высота головки зуба
- h f = 1.25m– высота ножки зуба
- da = d+2m– диаметр окружности вершин зубьев
- df = d-2.5m– диаметр окружности впадин зубьев
- aw = (d1+d2)/2 = m(z1+z2)/ 2cosβ– межосевое расстояние
ОСОБЕННОСТИ ШЕВРОННЫХ ПЕРЕДАЧ
Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с наклоненными на один угол в разные стороны зубьев, называется шевронными.
В шевронной передаче осевые силы на полушевронах направлены в противоположные стороны, взаимно уравновешиваются и на опоры не передаются.
Уравновешенность осевых сил у шевронных колес позволяет увеличить угол наклона зубьев до 40˚, что повышает нагрузочную способность и плавность работы передачи. Шевронные колеса применяются в быстроходных передачах высокой мощности.
Раздел №3: Конические зубчатые передачи.
Конические зубчатые передачи применяют в передачах, когда геометрические оси валов пересекаются под углом Σ. Чаще всего Σ = 90˚.