Проблема, связанная с отсутствием наработанных логистических схем и технологий в сфере гражданского судостроения
В последние годы усиливается несоответствие масштабов и структуры производства, технического и технологического потенциала российской судостроительной отрасли платежеспособному спросу на внутреннем и внешнем рынке, особенно в сегменте гражданского судостроения. Кроме того, в России не в полной мере обеспечивается переток технологий из военного сегмента судостроения в гражданский, а логистические возможности и методы организации производства гражданской продукции не соответствуют уровню ведущих мировых производителей. По мнению экспертов, у России отсутствуют шансы занять значимые позиции на мировом рынке контейнеровозов, балкеров, продуктовозов, химовозов, нефтетанкеров и газовозов. В то же время существует возможность сохранения позиций в таких нишах, как атомные ледоколы (например, "Балтийский завод" обладает уникальным опытом их строительства), научно-исследовательские и прочие специализированные суда (вплоть до плавучих АЭС), нефте- и газодобывающие платформы для нужд внутреннего рынка. В среднесрочной перспективе целью российских судостроительных компаний может стать удовлетворение потребностей внутреннего рынка в газовозах. Что касается военного судостроения, то в данном сегменте основными конкурентами России являются страны ЕС, активизировавшие процессы консолидации в военном судостроении.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что в отличие от стран с развитым судостроением, ориентированным на экспорт, для российских верфей приоритетным направлением развития в сфере гражданского судостроения является удовлетворение потребностей внутреннего рынка, которое в настоящее время во многом осуществляется преимущественно зарубежными верфями (преимущественно корейскими и китайскими). В сегменте военного судостроения рост оборонного заказа и необоснованное завышение затрат и сроков строительства военных судов ставят под угрозу реализацию государственной программы вооружения, а экспорт военных судов, который во многом базировался на достройке заложенных еще в 90-е годы кораблей, в виду исчерпания заделов, усиления конкуренции за заказы со стороны Индии, Китая и других стран Азии и Африки со стороны европейских компаний и неготовности российских верфей обеспечить конкурентоспособные сроки строительства большого количества судов может несколько сократиться.
Состояние российского гражданского флота
Спрос на продукцию судостроительной промышленности в России, формируется тремя крупными группами компаний:
- компании-грузовладельцы, определяющие потребность в номенклатуре и объёме грузоперевозок;
- морские и речные пароходства, а также другие транспортные компании – судовладельцы;
- государство, обеспечивающее формирование заказа на строительство кораблей для нужд военно-морского и ледокольного флота, а также научно-исследовательских организаций.
Особенности развития под отрасли Электротехническое машиностроение
Электротехническое машиностроениезависит от наличия квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-Западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московский электрозавод имени В. В. Куйбышева, санкт-петербургский «Электросила», екатеринбургский «Уралэлектроаппарат» и новосибирский трансформаторный завод.
Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрам^ станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов «Красный пролетарий»), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.
Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование.