ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (1 ЧАСТЬ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Инженерная графика» имеет как профессиональное, так образовательное значение и является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования.
В учебно-методическом пособии представлены два учебных модуля: «Оформление чертежей и геометрические построения» и «Проекционное черчение», которые являются общими для всех специальностей технического профиля. Освоение дисциплины представляет определенные трудности: сложность процесса формирования пространственного мышления и большие затраты по времени для графического оформления. Для успешного преодоления этих проблем, необходимо:
- внимательно слушать объяснение материала в аудитории, конспектируя то, что рекомендует преподаватель под запись;
- для работы в аудитории необходимо иметь набор чертежных инструментов (циркуль, измеритель, линейку и т. п.), чтобы обеспечить точность графических построений;
- при выполнении чертежа учитывать линии связи, соблюдать перпендикулярность и параллельность осям;
- прежде чем приступить к домашнему заданию (графической работе) обязательно прочесть конспект или изучить параграф по учебнику;
- работы выполняются только чертежными инструментами, нельзя обводить линии «от руки»;
- графические работы следует выполнять в соответствии с «графиком сдачи работ», т.к. систематичность в работе позволит быстрее и лучше усвоить изученный материал.
Варианты заданий графических работ по дисциплине «Инженерная графика» и методические указания к их выполнению представлены в электронном виде, а также на бумажных носителях. В сборнике изложены правила подготовки чертежных инструментов к работе, требования к оформлению и порядок выполнения графических работ предусмотренных программой.
После изучения учебного модуля студент сдает зачет в виде защиты графических и практических работ.
Все графические и практические работы оцениваются по пятибалльной системе.
Оценка «5»ставится, если студент
1. Самостоятельно и своевременно выполняет графические и практические работы, аккуратно ведет рабочую тетрадь. Чертежи читает свободно.
2. При необходимости умело пользуется справочными материалами.
3. Ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4»ставится, если студент:
1. Чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с небольшими затруднениями, аккуратно ведет рабочую тетрадь.
2. Справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом.
3. При выполнении чертежей и практических работ допускаются ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания преподавателя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.
Оценка «3»ставится, если студент:
1. Выполняет и читает чертежи неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает. Обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно. Рабочую тетрадь ведет небрежно.
2. В процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью преподавателя.
Оценка «2»ставится, если студент
1. Чертежи читает и выполняет только с помощью преподавателя, систематически допускает существенные ошибки, не ведёт рабочую тетрадь..
Оценка «1»ставится, если студент не выполняет графические и практические работы, не ведёт рабочую тетрадь.
ГЛОССАРИЙ
Настоящий словарь содержит используемые в работе термины и определения. Он не претендует на полноту и оригинальность, а предназначен для помощи в работе со спецтекстами.
Алгоритм- строгая последовательность правил и действий, однозначно ведущих к решению задачи
Вид – изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета (ГОСТ 2.305-68). Основные виды: спереди, сверху, слева, справа, снизу, сзади. Вид спереди называется также главным видом. Кроме основных, на чертеже могут быть дополнительные и местные виды. Число видов должно быть наименьшим, но достаточным для получения полного представления о форме предмета.
Гипербола – геометрическое место точек плоскости, разность расстояний которых от двух данных точек (фокусов) есть величина постоянная.
Графическая грамотность, подготовка – способность оперировать понятиями, связанными с визуализацией информации, умение точно и быстро передавать информацию с помощью графических средств.
Графические дисциплины – дисциплины изучающие средства. законы и способы представления информации с помощью графических моделей: рисунков, чертежей, схем.
Двугранный угол - фигура, образованная двумя плоскостями (гранями двугранного угла) исходящими из одной прямой, называемой ребром двугранного угла.
Деталь – изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.
ЕСКД (Единая система конструкторской документации) -система государственных стандартов, определяющих правила выполнения конструкторской документации.
Компоновка – выбор средств предоставления информации с учетом их функциональной и эргономической целесообразности.
Конусность - отношение разности диаметров двух поперечных сечений конуса к расстоянию между ними.
Координаты - числа, определяющие положение точки на плоскости, поверхности или в пространстве. Прямоугольные – координаты, в которых положение точки определяют тремя величинами x, y, z, отмеряемыми вдоль трех взаимно перпендикулярных осей.
Линия - графическая форма, используемая при создании графических моделей для указания направления, протяженности; для изображения траектории, для обозначения границ или деления.
Многоугольник – плоская фигура, ограниченная замкнутой ломаной линией, звенья которой называются сторонами многоугольника. А точки пересечения звеньев – вершинами.
Образ – результат идеальная форма отражения объекта в сознании человека в форме знаковых систем; основная оперативная единица пространственного мышления.
Образное мышление - оперирование образами, в результате чего происходит воссоздание, перестройка и видоизменение образов в заданном направлении.
Модуль -организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая выделение семантичных понятий в соответствии со структурой научного знания, структурирование информации с позиции логики будущего инженера (В.В. Карпов, М.Н. Кахтанов)
Плоскость общего положения –плоскость, расположенная по отношению к плоскостям проекций под произвольным углом (отличным от 90◦).
Плоскость частного положения –плоскость параллельная плоскости проекций (плоскость уровня) либо перпендикулярная плоскости проекций (проецирующая плоскость).
Проекция – изображение объекта, полученное на плоскости или поверхности по законам проецирования.
Рисунок технический – графическое изображение геометрического объекта на плоскости, выполненное без соблюдения масштаба, с использованием цвета, тона и текстуры.
Стандарт – нормативный документ, содержащий требования к промышленным изделиям.
Точка – графическая форма, используемая при конструировании графических моделей для указания местоположения основного элемента.
Фаска – скошенная кромка стержня, бруска, листа или внутренней поверхности втулки. На чертеже фаска определяется двумя линейными размерами или одним линейным и одним угловым.
Фигура – графическая форма, используемая для обозначения контура, площади, очертания при создании графической модели объекта.
Чертеж – графическое изображение, выполненное с соблюдением правил проецирования трехмерного объекта на плоскости.
Эскиз – чертеж, выполненный, как правило, без применения чертежных инструментов, на любом материале и без точного соблюдения масштаба; предназначен для разового использования при проектировании в производстве.
Оформление отчёта.
1.Графические работы выполняются ф. А1-А4, в зависимости от тем, надпись и дополнительные графы к ней по ГОСТ 2.104-64.
2.Все графические работы сдаются на проверку преподавателю.
Отчет по графическим работам является конструкторской документацией и оформляется согласно ГОСТ 2.109-73.
На каждом чертеже помещают основную надпись по ГОСТ 2.104-64.
При выполнение граф. основной надписи указывается обозначение документа (ГР- Графическая работа). Шифр специальности (270103) далее через точку номер поименной книжки студента, номер работы, год выполнения. Например: ГР. 150411.033.02.13.
Содержание основной надписи: 1 -наименование чертежа; 2-обозначение номера чертежа; 3-обозначение материала детали (заполняют только на чертежах деталей); 4-литература детали на учебных чертежах не заполняется; 5- масса изделия (в учебных чертежах не заполняется); 6- масштаб; 7-порядковый номер листа (на документе состоящем из одного листа не заполняется);8-число листов(заполняется только на первом листе); 9- наименование предприятия, выпускающего чертежи; 10-характер работы, выполняемым лицом, подписавшим чертежи (на учебных чертежах порядок заполнения строк следующий: «Разработал», «Проверил», «Утвердил»); 11- фамилии лиц, подписавших чертеж; 12- подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 11; 13- даты когда были сделаны подписи; 14... 18- отметки об изменениях вносимых в чертежи после их выпуска (на учебных чертежах не заполняются); 19-формат чертежа.
Графическая работа №1
Тема: Выполнение титульного листа « Альбома графических работ»
Цель: Научиться выполнять надписи чертежным шрифтом.
Задание:
1. На формате А3 выполнить титульный лист «Альбом графических работ» (см. приложение №1).
2. Соблюдать линии чертежа и чертежный шрифт по ГОСТ
3. Ответить на контрольные вопросы
a) Каково основное назначение следующих линий: сплошной тонкой, штрихпунктирной, разомкнутой?
b) Что означает запись на поле чертежа: М1:2; М1:1; М4:1?
c) Какую длину предмета надо указывать на размерной линии, если длина предмета 2250 мм, масштаб изображения 1:5?
d) Где на чертеже располагают основную надпись?
e) Сколько форматов А3 в формате А1?
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Тема: Геометрические построения.
Цель: научиться выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части, построение уклона и конусности, построение лекальных кривых)
Задание:
1. На формате А3 выполнить контуры технических деталей в М 1:1 (см. приложение 2)
2. Нанести размеры согласно ГОСТ
3. Соблюдать линии чертежа
4. Ответить на контрольные вопросы
a) Что называют масштабом?
b) Что называется сопряжением?
c) Какие прямые делят окружность на четыре равные части?
d) Что означают знаки R и □ перед размерным числом?
e) В каких единицах измерения нанесены линейные размеры на машиностроительных чертежах (если единица измерения не обозначена)?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (1 ЧАСТЬ)