Геометрия передачи, кинематические соотношения и КПД плоскоременной передачи
6.11.Основные геометрические параметры D, и D2 — диаметры ведущего и ведомого шкивов; а — межосевое расстояние; В — ширина шкива; L — длина ремня; а — угол обхвата; р — угол между ветвями ремня (рис. 6.6).
3 2
Рис. 6.6. Основные геометрические параметры ременных передач
Углы а, и а2, соответствующие дугам, по которым происходит касание ремня и обода шкива, называют углами обхвата. Перечисленные геометрические параметры являются общими для всех типов ременных передач.
По рис. 6.6 перечислите наименование параметров D\; Di; a; p; L; щ; ai.
6.12. Расчет геометрических параметров.
1. Межосевое расстояние
(6.1)
где L — расчетная длина ремня; D, и D2 — диаметры ведущего и ведомого шкивов.
Для нормальной работы плоскоременной передачи должно соблюдаться условие:
(6.2)
при этом а должно быть не более 15 м.
2. Расчетная длина ремня
(6.3)
на сшивку добавляют еще 100—300 мм.
3. Диаметр ведущего шкива (малого), мм
(6.4)
где Р, — мощность на ведущем валу, кВт; со, — угловая скорость ведущего вала, рад/с.
4. Диаметр ведомого шкива
(6.5)
где и — передаточное число; е — коэффициент скольжения (см. шаг 6.28).
При диаметре D > 300 мм шкивы изготовляют с четырьмя—шестью спицами. Для шкивов, имеющих отклонения от стандартных размеров, производят расчет на прочность. Обод рассчитывают на прочность как свободно вращающееся кольцо под действием сил инерции; спицы рассчитывают на изгиб.
Определить максимальное межосевое расстояние, если D\ = 300 мм; и = 2.
6.13.Допускаемые углы обхвата ременных передач. Вследствие вытяжки и провисания ремня при эксплуатации углы обхвата а измеряются приближенно:
е (6.6)
В формуле (6.6) выражении
(6.7)
где р — угол между ветвями ремня (для плоскоременной передачи (р < 30°)). Угол р между ветвями ремня влияет на величину углов обхвата (а, и а2). Рекомендуется принимать также значение диаметров шкивов (Ди Д), чтобы соблюдалось условие
(6.8)
где для плоскоременной передачи [а] = 150°, для клино-ременной — [а] = 120°.
Почему по формуле (6.8) проверяют угол оц, а не угол а%1
6.14.Передаточное число. В ременной передаче, как и во фрикционной, в результате упругого скольжения ремня окружные скорости не одинаковые. Отсюда передаточное число
(6.9)
где ω1 , n1— угловая скорость и частота вращения ведущего шкива; ю2, п2 — то же, ведомого шкива; Д, Д — диаметры ведущего и ведомого шкивов; Е — коэффициент скольжения.
Относительная потеря скорости на шкивах характеризуется коэффициентом скольжения (подробнее см. шаг 6.28); при незначительном значении этого коэффициента (е < 0,02) приближенно имеем
(6.10)
Дайте определение передаточного числа ременной передачи, если известны угловые скорости и частота вращения. Можно ли определить передаточное число ременной передачи, по отношению диаметров ведущего и ведомого шкивов!
6.15.КПД ременных передач. Учитывая потери при работе, КПД передачи определяют из выражения
(6.11)
где Ψу — относительные потери, связанные со скольжением на шкивах и ' вследствие упругости ремня; Ψnn — относительные потери в опорах; Ψс в — относительные потери от сопротивления воздуха (учитываются лишь при больших шкивах со спицами).
Если известная мощность Рх на ведущем шкиве и мощность Р2 на ведомом (уменьшенная за счет потерь), то КПД передачи
(6.12)
для плоскоременной открытой передачи среднее значение КПД 0,96—0,98; для клиноременной передачи 0,95—0,96; для передачи с натяжным роликом 0,95.
Определите КПД ременной передачи, если мощность на ведущем валу Pi = 12,5 кВт, на ведомом Pi = 12,0 кВт.
6.16.Ответить на вопросы контрольной карточки 6.1.