Разновидности винтов в передаче винт-гайка
Достоинства и недостатки цепных передач
Достоинства:
1-й возможность применения в значительном диапазоне межосевых расстояний;
1-й меньшие, чем у ременных передач, габариты;
2-й отсутствие проскальзывания;
3-й высокий КПД;
4-й относительно малые силы, действующие на валы;
5-й возможность передачи движения нескольким звездочкам;
6-й возможность легкой замены цепи.
Недостатки:
1-й неизбежность износа шарниров цепи из-за отсутствия условий для жидкостного трения;
1-й непостоянство скорости движения цепи, особенно при малых числах зубьев звездочек;
2-й необходимость более точной установки валов, чем для клиноременной передачи;
3-й необходимость смазывания и регулировки.
Типы цепей
Цепи по назначению разделяют на три группы:
1-й грузовые – используют для закрепления грузов;
1-й тяговые – применяют для перемещения грузов в машинах непрерывного транспорта (конвейерах, подъемниках, эскалаторах и др.);
приводные – используют для передачи движения.
6)Винтовая передача — механическая передача, преобразующая вращающее движение в осевое. В общем случае она состоит из винта и гайки. Винтовые передачи делятся:
• передачи скольжения;
• передачи качения;
o шарико-винтовые передачи качения (ШВП);
o ролико-винтовые передачи качения.
Передача винт-гайка служит для преобразования вращательного движения в поступательное, при этом гайка и винт могут иметь либо одно из названных движений, либо оба движения сразу
Достоинства передач ...
винт-гайка:
• Простота конструкции и изготовления.
• Компактность при высокой нагрузочной способности.
• Высокая надежность.
• Плавность и бесшумность.
• Большой выигрыш в силе.
• Возможность обеспечения медленных перемещений с большой точностью.
Недостатки передач винт-гайка:
• Повышенный износ резьбы вследствие большого трения.
• Низкий КПД передачи
Применение передач винт-гайка
Передача винт-гайка широко применяется:
• для создания больших сил (прессы, домкраты, тиски и т.п.);
• для точных перемещений (механизмы подачи станков, измерительные приборы, установочные и регулиро-вочные устройства).
Разновидности винтов в передаче винт-гайка
В зависимости от назначения передачи винты делят на грузовые, ходовые и установочные.Грузовые винтыв передаче винт-гайка применяются для создания больших осевых сил. При знакопеременной на-грузке имеют трапецеидальную резьбу, при большой односторонней нагрузке – упорную. Гайки грузовых винтов цельные (рисунок «Гайки передач винт-гайка», а). В домкратах для большого выигрыша в силе и обеспечения само-торможения применяют однозаходную резьбу с малым углом подъема.
Ходовые винты в передаче винт-гайка применяются для перемещений в механизмах подачи. Для уменьшения тре-ния имеют преимущественно трапецеидальную резьбу. Для устранения «мертвого» хода из-за износа резьбы гайки ходовых винтов выполняют разъемными (рисунок «Гайки передач винт-гайка», б).
Установочные винты в винтовой передаче применяются для точных перемещений и регулировок. Имеют метриче-скую резьбу. Для обеспечения безлюфтовой передачи гайки делают сдвоенными (рисунок «Гайки передач винт-гайка», в). В механизмах точных перемещений, где важно малое трение и отсутствие зазора в резьбе, применяют ша-риковые пары, в которых трение скольжения заменено трением качения. КПД такой винтовой передачи достигает 0,95.
7)Червячные передачи — это передачи за счет зацепления витков червяка и зубьев червячного колеса. Червяк 1 — это винт с трапецеидальной или близкой к ней по форме резьбой. Червячное колесо 2 является цилиндрическим косозубым с вогнутым зубчатым венцом для охвата им червяка. По своей геометрии и кинематике червячная передача близка к паре винт—гайка.
Червячные передачи применяют для передачи движения между перекрещивающимися валами. При вращении червяка его витки входят в зацепление с зубьями червячного колеса. Передачи используют в станках, автомобилях, подъемно-транспортных и других машинах.
Достоинства передачи: возможность получения большого передаточного числа в одной ступени и эффекта самоторможения; плавность и малошумность работы; повышенная кинематическая точность.
Недостатки червячной передачи: низкий КПД; применение для изготовления зубьев червячного колеса дорогих антифрикционных материалов; повышенные требования к точности сборки, необходимость регулировки и принятия специальных мер по интенсификации теплоотвода.
Критерии работоспособности: сопротивление износу, усталостному выкрашиванию, пластической деформации рабочих поверхностей, отсутствие усталостной поломки зубьев колеса.
Червяки различают по следующим признакам:
по форме поверхности, на которой образуется резьба
цилиндрические
глобоидные
по направлению линии витка
правые
левые
по числу заходов резьбы
однозаходные
многозаходные
по форме винтовой поверхности резьбы
с архимедовым профилем
с конволютным профилем
с эвольвентным профилем
трапецеидальный
Зубчатые колёса различают по следующим признакам:
по профилю зуба
прямой — (контакт по точке, не нагруженные передачи)
вогнутый — «охватывающий» червяк (контакт по линии)
роликовый — зубы вырожденного сектора заменены на винтовой ролик
по типу зубчатого колеса
полное колесо (полный оборот, непрерывное вращение)
зубчатый сектор (поворот сектора от одного крайнего положения до другого)
вырожденный сектор (в паре с глобоидным червяком — рабочая длина сектора меньше рабочей длины червяка)
8)Планетарными называют передачи, имеющие зубчатые колёса с перемещающимися осями. Планетарную передачу применяют как редуктор с постоянным передаточным числом, как коробку скоростей, передаточное число в которой изменяется путём поочерёдного торможения различных звеньев (водила или одного из колёс), как дифференциальный механизм. Их успешно применяют в транспортном машиностроении, станкостроении, приборостроении и т.д. Имеется большое количество различных типов планетарных передач, но одноступенчатая планетарная передача (рис. 1) получила самое широкое распространение. Она с успехом применяется как для больших, так и малых мощностей в силовых и кинематических приводах, т.е. не имеет ограничений по применению. КПД передачи
Достоинства планетарных передач
1) Большое передаточное число в одной ступени;
2) Малые габариты и масса. Это объясняется следующим: мощность передается по нескольким потокам, число которых равно числу сателлитов;
3) Повышенная нагрузочная способность, так как широко применяются зубчатые колёса с внутренним зацеплением (большой радиус кривизны);
4) Малая нагрузка на опоры, так как сателлиты расположены симметрично, и поэтому силы в передаче взаимно уравновешивают друг друга;
5) Планетарные передачи работают с меньшим шумом, что связанно с повышенной плавностью внутреннего зацепления и меньшими размерами колёс.
4.7.4. Недостатки планетарных передач
1) Повышенные требования к точности изготовления и монтажа;
2) Резкое снижение КПД передачи с увеличением передаточного числа (увеличение количества трущихся поверхностей).
9)Реечная передача - один из видов механических передач, преобразующий поступательное движение во вращательное. Состоит из ведущей шестерёнки и зубчатой рейки, по которым она перемещается.