Признаки состава и границ экономических районов
Понятие экономического района. Принципы экономического районирования.
Экономический район - территориально-целостная часть хозяйства страны, обладающая единством производственных связей, социально-культурных признаков. Признаки экономического района: специализация, комплексность, управляемость.
Типы экономических районов (по Дж. Фридману):
1). районы-ядра, в которых концентрируются предприятия передовых отраслей экономики;
2). растущие районы - периферийные районы, которым соседство с районами-ядрами дает стимулы для их роста и развития;
3). районы нового освоения, где осваиваются и заселяются ранее труднодоступные земли;
4). депрессивные районы - периферийные (или старо промышленные) районы со старыми поселениями, со стагнирующим сельским хозяйством и промышленностью, где обострены социально-экономические проблемы (безработица, снижение уровня жизни и т. д.).
Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и прочные внутренние экономические связи. Крупный экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным разделением труда. В каждом крупном экономическом районе выделяются три группы взаимосвязанных друг с другом отраслей – отрасли рыночной специализации, отрасли, дополняющие территориальный комплекс, и отрасли инфраструктуры. В настоящее время функционирует 11 крупных экономических районов – Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
Крупные экономические районы подразделяются на районы среднего звена, или мезорайоны. К ним относятся республики, края и области, входящие в состав России.
В основу районирования положены следующие принципы:
- совпадение границ экономических районов и административных территорий;
- включение территорий, обеспечивающих взаимодополняемость (комплексное развитие) районов;
- общая специализация хозяйства района в масштабах страны;
- удобство ведения экономической статистики, экономического планирования по отраслям и административного управления по территориям;
- решение крупных народно-хозяйственных проблем.
Несмотря на заявленные принципы районирования, сопоставление выделенных границ районов с границами бассейнов рек ясно показывает; какие принципы были действительно взяты за основу выделения районов - это принцип соответствия границ крупных экономических районов границам бассейнов крупнейших рек (Лены; Енисея; Верхней Оби и Иртыша; Тобола, Иртыша и Нижней Оби; Северной Двины и Печоры; Верхней Волги и Оки; Средней Волги и Вятки; Нижней Волги и Белой; Дона; Нижнего Дона, Кубани и Терека), принцип обязательного включения частей срединной полосы России с крупнейшими городами и главным транспортным коридором в состав всех экономических районов и принцип совпадения границ экономического района с границами административных образований. Благодаря такой сетке районов Россия получила достаточно совершенную структуру территориального управления, в которой функции головного мозга выполняют Санкт-Петербург и Москва, функции «позвоночника и спинного мозга» - транспортный и коммуникационный коридор Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург — Новосибирск — Красноярск — Хабаровск — Владивосток, а функции управляемых органов России — региональные центры, связанные с главным коридором транспортно-коммуникационными магистралями, построенными вдоль главных речных долин.
Признаки состава и границ экономических районов.
Экономические регионы выделяются по следующим классификационным признакам:
- по относительной общности объективных условий хозяйствования в пределах данной территории;
- по общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ экономического и социального развития добровольными объединениями субъектов Российской Федерации;
- по условиям изучения и контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности, в том числе на территориях государственных природных заповедников и
национальных парков;
- по условиям осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих обеспечения сейсмической и радиационной безопасности;
- по условиям обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями;
- по характеру и степени дискомфортности условий жизнедеятельности населения, в том числе в районах проживания малочисленных народов России.
Исходя из общности условий хозяйствования выделяются экономические районы, экономические зоны и макрозоны.
Экономическим районом является часть территории страны, состоящая из нескольких республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, характеризующаяся территориально-хозяйственным единством (комплексностью), относительным сходством природных и экономических условий и особенностей. При этом отдельный субъект Российской Федерации может быть включен в состав лишь одного экономического района.
Под экономической зоной или макрозоной понимается часть территории страны, в которую полностью или частично включаются несколько экономических районов. При этом экономические районы или их части могут включаться в несколько экономических зон или макрозон.
Основанием для формирования, изменения состава и упразднения экономических районов, экономических зон и макрозон являются решения федеральных органов государственной власти или согласованные решения Минэкономразвития России, Госкомстата России и Госстандарта России в пределах их полномочий.
Исходя из общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений на территории субъектов федерации в ОКЭР представлены федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ)