Выбор сглаживающего дросселя
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тема: Разработка и исследование двухконтурной структуры подчиненного регулирования,
скорости электропривода постоянного тока
Выполнил студент Коморников Сергей Романович
Курс 3 Группа з32704/1 Шифр 220700.62
Руководитель работы
К. т. н., доцент
Ольга Леонидовна Шарякова
Работа допущена к защите__________________________
Работа защищена с оценкой ________________________
Дата /________ / Подпись руководителя /___________ /
Санкт-Петербург 2014г.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Выполнить расчеты статики, произвести оптимизацию динамики САУ и исследовать переходные процессы в синтезированной системе при управляющих и возмущающих воздействиях машинными (расчетно-аналитическими) методами.
Базовая структура САУ – двухконтурная САР скорости ЭП. Приводной электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения. Тип двигателя – 4ПФM280МУХЛ4/1000, его номинальное напряжение Uя.н. = 440 В. Питание ЭП осуществляется от сети трехфазного тока 380/220 В, 50 Гц.
Момент сопротивления производственного механизма не зависит от скорости и изменяется в статике от Mcmin = 0.2 Mн до Mcmax = Mн, где Mн – номинальный момент двигателя.
В динамике момент сопротивления изменяется скачком на величину 0.5 Mн.
Приведенный к валу двигателя момент инерции механизма Jм =10*Jд , где Jд – момент инерции двигателя.
Требования к САУ:
- диапазон регулирования скорости Dpc = 50 ;
- статическая ошибка замкнутой системы D с.з. = 0,5 % ;
- перерегулирование при единичном управляющем воздействии б £ 43,5 % ;
- динамическая ошибка при возмущающем воздействии D д.з. = 5 % ;
- время переходных процессов t п.п. £ 0.5 с.
Глава 1. РАСЧЕТ И ВЫБОР СИЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Выбор электродвигателя
Технические данные электродвигателя постоянного тока 4ПФM280МУХЛ4:
- мощность Pн = 110 кВТ ;
- номинальное якорное напряжение Uя.н. = 440 В ;
- частота вращения nн = 1000об/мин, nmax = 2200 об/мин ;
- ток якоря Iя.н. =285 А ;
- КПД h =88.0 % ;
- сопротивление обмотки якорной цепи Rд =0.0295 Ом ;
- сопротивление обмотки возбуждения Rв =33.0 Ом ;
- число витков обмотки возбуждения wв.п. = 800 ;
- момент инерции Jд = 5.9 кг×м²
Индуктивность цепи якоря двигателя приближенно может быть расчитана по формуле Линвиля-Уманского:
Uя.н. × Kк 440 * 0.3
Lд = ¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾ =0.0022Гн ,
Iя.н. × ωн × Pп 285*104.6*2
где Iя.н. – номинальный ток якоря ;
ωн – номинальная угловая скорость двигателя ;
Pп - число пар полюсов ;
Kк - коэффициент компенсации (при наличии компенсационной обмотки Кк = 0.25…0.3,
при ее отсутствии Кк = 0.4…0.6).
ωн – неизвестно, вычислим его по формуле:
2×p×nн 6280
ωн = ¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 104.6cֿ¹ ,
60 60
где nн – номинальная частота вращения.
Рассчитаем активное сопротивление якорной цепи двигателя Rд при температуре равной 150 °с
Rд150°с = 1.2 × Rд20°с = 1.2 ×0,0295 =0,0354 Ом ,
где Rд20°с – активное сопротивление якорной цепи двигателя Rд при температуре равной 20 °с
Выбор силового преобразователя
Исходя из условий: Uт.п. ≥ Uя.н. , Iт.п. ≥ Iя.н. , выбераем тиристорный преобразователь. Тиристорный преобразователь должен быть выбран с учетом допустимой перегрузки (определяется кратностью пускового тока двигателя (Iт.п.) и длительностью пуска привода). Номинальное напряжение тиристорного преобразователя (Uт.п.), работающего на якорь двигателя, должно быть ближайшим большим к номинальному якорному напряжению двигателя (Uя.н.).
Исходя из требований получаем:
Преобразователя типа КТЭ 320/440,
где Uт.п. = 440 В
Iт.п. = 320 А
Тиристорный преобразователь с номинальным напряжением 440В предназначен для непосредственного подключения к сети с линейным напряжением 380 В.
Следуя условию: Uтор ≥ Uя.н. , Iтор ≥ Iя.н. , аналогично тиристорному преобразователю выберем токоограничивающий реактор ТОР.
Получаем: Трехфазный токоограничивающий реактор типа РТСТ-265-0,156УЗ,
где Uтор =410 В
Iтор = 410 А
Lтор = 0.1мГн
Rтор =0.00405 Ом
Для дальнейших расчетов определим индуктивность Lт.п. и активное сопротивление Rт.п. силовой цепи преобразователя.
Индуктивность Lт.п. равна индуктивности элементов силовой цепи.
Lт.п. = Lтор = 0.1мГн ,
где Lтор – индуктивность токоограничивающего реактора.
Сопротивление Rт.п. в свою очередь равно сопротивлению элементов силовой цепи.
Rт.п. = Rтор + Rк =0.03405 Ом ,
где Rтор – сопротивление токоограничивающего реактора ;
Rк – коммутационное сопротивление.
Сопротивление Rк рассчитаем по формуле:
Rк = Lа ּ m ּ f = =0.03 Ом ,
где Lа – индуктивность анодной цепи тиристора ;
m – число пульсаций тиристороного преобразователя (для мостовой схемы m = 6).
Найдем Lа:
Lа = Lтор =0.0001 Гн
Выбор сглаживающего дросселя
При работе тиристорного преобразователя на якорь двигателя необходим сглаживающий дроссель. Основными расчетными параметрами дросселя являются его номинальный ток Iдр и индуктивность Lдр.
Требуемое значение Lя.ц. рассчитывается по условию ограничения пульсаций тока до допустимого для машины уровня:
ee × Edo 0.24 * 513
Lя.ц. = ¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾ =0.00327Гн,
ie × ωп × Iя.н. 0.07*1884*285
где Lя.ц. – полная индуктивность якорной цепи ТП-Д ;
ee – относительная величина эффективного значения первой гармоники выпрямленного
напряжения (для широкорегулируемых ЭП ee = 0.22¼0.24) ;
Edo – максимальная выпрямленная ЭДС ТП ;
ie – относительная величина эффективного значения первой гармоники выпрямленного
тока (для двигателей серии 2ПФ и 4ПФ ie = 0.07) ;
ωп – угловая частота пульсаций.
Найдем ωп:
ωп = 2 · π · f · m = 2 · 3.14 · 50 · 6 = 1884 c
Значение Lя.ц., найденное по условию сглаживания пульсаций, следует проверить по условию ограничения зоны прерывистых токов
Iя.гр ≤ Iя.с.min ,
где Iя.с.min – минимальный рабочий ток двигателя.
Опредилим Iя.с.min по формуле:
Iя.с.min = 0.2 · Iя.н =57 А
Гранично-непрерывный ток Iя.гр растет с увеличением угла управления тиристорами a, поэтому его следует определить по формуле:
Edo π π
Iя.гр = ¾¾¾¾¾¾ · 1- ¾ · ctg ¾ · sinamax =
2 · π · f · Lя.ц. m m
=513/2*3,14*50*0,00327 * (1-3,14/6 *1,83) * 0,997=50 А
где
amax = arcos ( Ea min / Edo ) = arcos(36,59/513) =1,49 рад
Здесь Ea min = Kf · ωmin + Iя.н. · Rя.ц. = 4,11*2,09+285*0,07715=30,58 В ,
Где Kf – поток возбуждения двигателя ;
Rя.ц. – полное активное сопротивление якорной цепи ТП-Д ,
Найдем значение Kf:
Uя.н. - Iя.н. · Rд150°с 440 -285*0.0354
Kf = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾¾ =4,11 В×с
ωн 104.6
Рассчитаем ωmin:
ωmin = ωн / Dw = 104.6/50=2.09 с-1
Определим полное активное сопротивление якорной цепи ТП-Д по формуле:
Rя.ц. = Rд150°с + Rт.п. + Rдр =0,0354+0.03405+0,0077=0.07715 Ом
Так как сглаживающий дроссель еще не выбран, то его сопротивление Rдр следует определить приближенно по формуле:
Rдр = DUд / Iя.н. = 2,2/285» 0,0077 Ом ,
Где DUд – падение напряжения на дросселе, DUд » Uя.н. · ( 0.005¼0.01 )=440*0,005=2,2.
50А≤57А
Условие выполнено
Рассчитаем ориентировочную индуктивность дросселя Lдр.ор :
Lдр.ор = Lя.ц. – Lд - Lт.п. =0,00327-0,0022-0,0001= 0,001 Гн.
Исходя из условия Lдр.табл ³ Lдр.ор; Iдр ³ Iя.н. выберем сглаживающий дроссель. В итоге имеем: дроссель типа ДФ-7,
где Iдр =235 А ;
Lдр.табл = 2.45 мГН.
После выбора сглаживающего дросселя уточним полную индуктивность якорной цепи ТП-Д по формуле:
Lя.ц.ут = Lдр.табл + Lд + Lт.п. =0,00245+0,0022+0,0001=0,00475 Гн.