Образование посадок в системе отверстия и в системе вала
Содержание
Исходные данные………………………………………………………………4
Раздел 1.Нормирование точности гладких соединений……………………….6
Раздел 2.Нормирование точностиподшипников качения…….……………12
Раздел 3.Нормирование точностирезьбовых соединений………………….17
Раздел 4.Нормирование точностипрямобочных шлицевых соединении…..20
Раздел 5. Нормирование точности формы и расположения поверхностей…25
Исходные данные
Исходные данные для I раздела.
Нормирование точности гладких соединений.
1)Номинальный размер: 30мм
2)Квалитет: 7
3) Основные отклонения
а) Для отверстий: E, N, T
б) Для валов: f, n, u
Исходные данные для II раздела.
1)Конструкция вала: полый
0,55
2)конструкция корпуса:
0,5
3)тип подшипника :радиальный ,шариковый, однорядный
Размеры подшипника d= 70 мм
D= 180 мм
B= 42 мм
r= 4 мм
Класс точности подшипника: 6
Вращается:
-корпус
Размер радиальной нагрузки: 19 кН
Направление действия радиальной нагрузки на подшипник:
-с корпуса на вал
Характер действующий на подшипник радиальной нагрузки :
-постоянная по размеру и направлению ( сила тяжести)
Режим работы подшипника:
-с сильными ударами и вибрацией, с возможной перегрузкой до 300%
Исходные данные для III раздела
Резьбовое соединение.
1)Номинальный размер: 45 мм
2)Условное обозначение наружной резьбы: M45x4-7g6g
внутренней резьбы: M45x4- 7G
Исходные данные для IV раздела.
Условное обозначение прямобочного шпицевого соединения:
1)b-6x11x14- H12/a11 x 3F10/e8
2) Способ центрирования шлицевого вала и шлицевой втулки- по боковым сторонам шлицев;
3) Число зубьев: z=6;
4) Номинальный внутренний диаметр шлицевого соединения: d=11мм;
5) Номинальный наружный диаметр шлицевого соединения: D=14мм;
6) Номинальный размер толщины зуба шлицевого вала и ширины паза шлицевого отверстия: b=3 мм
Руководитель Иванова В.Н.___________
Студент гр.№1208 Герасимов М.М.___________
Раздел 1: Нормирование точности гладких соединений.
Номинальный размер- размер, относительно которого определяются отклонения.
Предельные размеры- два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находится действительный размер.
Отклонение- алгебраическая разность между соответствующим размером и номинальным размером.
Верхнее отклонение- алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.
Нижнее отклонение- алгебраическая разность между наименьшим и номинальным размерами.
Допуск- разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями.
Основное отклонение — одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные — вниз.
Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.
Построение схемы полей допусков для валов и отверстий.
По ГОСТ 25347-82 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки» выписываем ряд рекомендуемых и дополнительных полей допусков отверстий и валов, а так же значения верхнего и нижнего отклонений для поля допуска вала и отверстия
Для отверстий:
1. Поле допуска: Е8
Допуск: Т= 33 мкм
Верхнее отклонение:ES= +73 мкм
Нижнее отклонение:EI= +40 мкм
2. Поле допуска: N7
Допуск: Т= 21 мкм
Верхнее отклонение:ES= -7 мкм
Нижнее отклонение:EI= -28 мкм
3. Поле допуска: U8
Допуск: Т= 33 мкм
Верхнее отклонение:ES= -48 мкм
Нижнее отклонение:EI= -81 мкм
Рис. 1. Поля допусков отверстий.
Для поля допуска отверстия E8 рассчитываем допуск отверстия
a) черезпредельные размеры отверстия:
Отверстие Ø30 E8:
Dmax= D+ES=30+0.073 =30.073мм
Dmin=D+EI=30+0.04 =30.04 мм
b) через предельные отклонения отверстия:
Ø30 E8 Т=Dmax-Dmin=30.073 - 30.04 =0.033 мм=33 мкм
Для валов:
- Поле допуска: f9
Допуск: Т= 52 мкм
Верхнее отклонение:ES= -20 мкм
Нижнее отклонение:EI= -72 мкм
- Поле допуска: n7
Допуск: Т= 21 мкм
Верхнее отклонение:ES= +36 мкм
Нижнее отклонение:EI= +15 мкм
- Поле допуска: z8
Допуск: Т= 33 мкм
Верхнее отклонение:ES= +121 мкм
Нижнее отклонение:EI= +88 мкм
Рис. 2.Поля допусков валов.
Для поля допуска вала f9 рассчитываем допуск вала
a) через предельные размеры вала:
Вал Ø30 f9
dmax=d+es=30+(-0.02)=29.98 мм
dmin=d+ei=30+(-0.072)=29.928 мм
b) через предельные отклонения вала:
Ø30 f9 T=dmax–dmin=29.98 – 29.928 =0.052 мм= 52 мкм
Образование посадок в системе отверстия и в системе вала.
Посадка с зазором - посадка, при которой обеспечивается зазор в соединении, поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала и размеры вала всегда меньше размера отверстия.
Посадка с натягом - посадка, при которой натяг в соединении благодаря разности размеров вала и отверстия, а поле допуска отверстия находится под полем допуска вала.
Переходная посадка– посадка, при которой возможно получение, как зазора, так и натяга в зависимости от действительных размеров отверстия и вала.
Посадка в системе отверстия – посадка, в которой различные зазоры и натяги получают сочетанием различных полей допусков вала с одним (основным) полем допуска отверстия.
Посадка в системе вала- посадка, в которой различные зазоры и натяги получают сочетанием различных полей допусков отверстий с одним (основным) полем допуска вала.
По ГОСТ 25347-82 подбираем ряд рекомендуемых посадок в системе отверстия:
E8/h8 – посадка с зазором;
N7/h7- переходная посадка;
U8/h8-посадка с натягом.
По ГОСТ 25347-82 подбираем ряд рекомендуемых посадок в системе вала:
H9/f9- посадка с зазором;
H7/n7- переходная посадка;
Н8/z8- посадка с натягом.
Раздел 2. Нормирование точности подшипников качения.
Подшипник качения– это стандартный узел, обладающий полной внешней взаимозаменяемостью своих присоединительных поверхностей, по которым он монтируется на валах и корпусах механизмов, и неполной внутренней взаимозаменяемостью тел качения и колец.