Расчет цилиндрической косозубой и шевронной передач на контактную прочность
3.60. Расчет на контактную прочность косозубых и шевронных колес производят аналогично расчету прямозубых колес, он является основным. Расположение зубьев в косозубом зацеплении повышает коэффициент перекрытия зубьев, так как в зацеплении находится одновременно нескольк; пар зубьев, что уменьшает нагрузку на один зуб и повышает его контактную прочность, увеличивает прочность зубьев на изгиб, уменьшает динамические нагрузки. Для учета повышения контактной прочности косых зубьев по сравнению с прямыми в формулу (3.21) вводят поправочные кс-эффициенты.
Контактные напряжения, возникающие в поверхностном слое косых зубьев:
(3.25)
где ZH= l,76cosβ — коэффициент, учитывающий форму сопряжения поверхностей зубьев (среднее значение ZH≈ 1,71); ZM=275 МПа — коэффициент, учитывающий механические свойства материала сопряженных колес; — коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий (для косозубых передач среднее значение Zε = 0,8); КНα — коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (выбирается по табл. 3.14); КHβ (табл. 3.4), КHV (табл. 3.5) — коэффициенты режима работы; Ψba = 2Ψbd/(u + 1) — коэффициент длины зуба (Ψbd — табл. 3.7); аш — межосевое расстояние, мм; и ≥ 1 — передаточное отношение; Т2 — момент на колесе, Н • мм; [σ]н — допускаемое контактное напряжение, МПа.
Как учитывается при расчете зубьев на контактную прочность концентрация нагрузки и динамичность ее действия?
3.61.Проектировочный расчет на контактную прочность.
Аналогично расчету прямозубой передачи (см. шаг 3.44) получим формулу проектировочного расчета для определения межосевого расстояния косозубой передачи:
(3.26)
где Ка — вспомогательный коэффициент (Ка = 43 МПа|/3 с учетом КНα).
Какое допускаемое напряжение [σ]H я следует подставить в формулу (3.26) — для материала шестерни или материала колеса?
3.62.Допускаемые нормальные контактные напряжения для расчета цилиндрической косозубой передачи определяют как и для рассмотренных прямозубых передач (см. шаг 3.45). Часто материалы для шестерни и колеса выбирают одинаковыми. Разные допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса обеспечиваются путем их различной термической обработки. Предпочтительные марки сталей даны в табл. 3.11.
В качестве допускаемого контактного напряжения (расчетного) для косозубых и шевронных цилиндрических передач принимают значение немного меньше среднего арифметического между значениями [σ]H1 и [σ]H2, т.е.
(3.27)
где [σ] н — допускаемое (расчетное) контактное напряжение; [σ]Н1 — допускаемое контактное напряжение для материала шестерни; [σ]н2 — допускаемое контактное напряжение для материала колеса.
Расчетное [σ]н не может быть принято большим, чем 1,23[σ]H2.