Конструктивные размеры валов, подшипниковых узлов
Для того, чтобы вычертить компоновку редуктора, проверить прочность и жесткость валов, необходимо ориентировочно найти остальные конструктивные размеры его деталей и сборочных единиц.
Зазор между внутренней боковой стенкой корпуса и торцом шестерни или колеса определяется из соотношения,[3, стр.309];
(2.49) |
δ - толщина стенки корпуса.
Принимаем зазор между внутренней боковой стенкой корпуса и торцом шестерни или колеса y = 7 мм.
Так как lСТ > b1, то размер y берем от торца ступицы. В нашем случае lСТ=45мм, b1=32мм , а потому размер у от торца ступицы колеса и от торца шестерни один и тот же.
Расстояние между внутренней стенкой корпуса редуктора и окружностью вершин зубьев колеса и шестерни определяется из соотношения,[3, стр.309];
(2.50) |
δ - толщина стенки корпуса.
Принимаем расстояние между внутренней стенкой корпуса редуктора и окружностью вершин зубьев колеса и шестерни y1 = 15 мм.
Для обеспечения достаточной вместимости масляной ванны картера редуктора расстояние от окружности dа2 до внутренней стенки картера ориентировочно назначаем из соотношения,[3, стр.309];
(2.51) |
δ - толщина стенки корпуса.
Принимаем расстояние от окружности dа2 до внутренней стенки картера
y1' = 2 5 мм.
Длины выходных концов быстроходного l1 и тихоходного l2 валов определяются из соотношения,[3, стр.309];
(2.52) |
dВ – диаметр вала.
Принимаем длину выходного конца быстроходного вала l1 = 35 мм.
Принимаем длину выходного конца тихоходного вала l2 = 50 мм.
Назначаем тип подшипников качения для быстроходного и тихоходного валов, и определяем конструктивные размеры подшипниковых узлов.
Предварительно назначаем конические роликоподшипники, воспринимающие как радиальную, так и осевую нагрузку при работе с умеренными толчками.
При значительной разнице диаметров посадочных участков валов под подшипники (d1'' = 24 мм, а d2'' = 38 мм) следует ожидать, что для тихоходного вала подойдет более легкая серия подшипника, чем для быстроходного. Здесь типоразмеры подшипников намечаем ориентировочно для возможности компоновки редуктора; в дальнейшем при подборе подшипников по динамической грузоподъемности их параметры будут уточнены.
Ориентируясь на среднюю серию подшипника для быстроходного и легкую серию для тихоходного валов, согласно рекомендациям [3, табл. П41], получаем;
d1′′= 24 мм, Т′max = 19 мм, D1 = 62 мм;
d2′′ = 38 мм, Т′′max = 20 мм, D2 = 80 мм.
Коэффициент радиальной нагрузки Х определяется по формуле,[3, стр.309];
(2.53) |
dП – диаметр болтов для крепления крышек подшипников к редуктору.
Принимаем коэффициент радиальной нагрузки .
Размеры определяем по формуле,[3, стр.309];
(2.54) |
Тmax – ширина подшипника
Принимаем l1' = l2' = 30мм.
Расстояние от торца подшипника быстроходного вала до торца шестерни,
по,[3, стр.309]; l1'' = 8…18 мм, принимаем l1'' = 12 мм.
Размер по,[3, стр.309]; l1''' = 8…18 мм, принимаем l1''' = 12 мм.
Осевой размер глухой крышки подшипника тихоходного вала l2'' = 8…25 мм, принимаем l2'' = 15 мм.
Определяем расстояния a1 и a2 по длине оси вала от точки приложения сил, возникающих в зубчатом зацеплении, до точек приложения опорных реакций, которые ориентировочно примем на уровне внутренних торцов подшипников в точках А и В оси вала.
Для тихоходного вала расстояние α2 определяется по формуле,[3, стр.310];
(2.55) |
y – зазор между внутренней боковой стенкой корпуса и торцом шестерни,
lСТ – длина ступицы.
Принимаем α2 = 30 мм.
Для быстроходного вала расстояние α1 определяется по формуле,[3, стр.310];
(2.56) |
l1'' – расстояние от торца подшипника быстроходного вала до торца шестерни,
b1 – ширина венца шестерни.
Принимаем α1 = 30 мм.
Определяем габаритные размеры редуктора.
Ширину редуктора определяем по формуле,[3, стр.310];
(2.57) |
l2 – длина выходного конца тихоходного вала,
Т′′max – ширина подшипника,
y – зазор между внутренней боковой стенкой корпуса и торцом шестерни,
lСТ – длина ступицы,
l1'' – расстояние от торца подшипника до торца шестерни,
l1 – длина выходного конца быстроходного вала.
Принимаем ширину редуктора ВР = 235 мм.
Длину редуктора определяем по формуле,[3, стр.310];
(2.58) |
К1 – ширина пояса,
δ – толщина стенки корпуса,
y1 – расстояние между внутренней стенкой корпуса редуктора и окружностью вершин зубьев колеса и шестерни,
dα1, dα2 – диаметры вершин зубьев шестерни и зубчатого колеса,
αω – межосевое расстояние.
Принимаем длину редуктора LР = 245мм.
Высоту редуктора определяем по формуле,[3, стр.310];
(2.59) |
δ1 – толщина стенки крышки корпуса редуктора,
y1 – расстояние между внутренней стенкой корпуса редуктора и окружностью вершин зубьев колеса и шестерни,
dα2 – диаметр вершин зубьев зубчатого колеса,
– расстояние от окружности dα2 до внутренней стенки картера,
t – толщина нижнего пояса корпуса редуктора.
Принимаем высоту редуктора НР = 170 мм.