Расчет и конструирование деталей редуктора
5.1 Предварительный расчет валов
Быстроходный вал (ведущий):
(5.1)
где: [τ] – допускаемое напряжение на кручение
Т – вращающий момент рассчитываемого вала, Н мм
dВ1– диаметр выходного конца ведущего вала, мм
Принимаем dВ1=48мм.
Диаметр под подшипник dп1=55мм.
Диаметр под шестерни dш1=60мм.
Определяем диаметр ведомого вала:
(5.2)
Принимаем dВ2=75мм.
Диаметр под подшипник dп2=80мм.
Диаметр под колесо dк2=85мм.
Принимаем по ГОСТ 6636-80.
5.2 Конструирование зубчатых колес
Определяем диаметр ступицы колеса:
(5.2.1)
dк2-диаметр вала под колесом, мм
Определяем длину ступицы колеса:
(5.2.2)
Принимаем lст=120мм.
Определяем толщину обода колеса:
(5.2.3)
Принимаем δ0=14.
Определяем диаметр обода колеса:
(5.2.4)
Определяем толщину диска колеса:
(5.2.5)
h=(1,3…1,5)*F=1,3*4=5,
F=если dколеса ровна от 50 до 80 то 3, если от 80 до 120 то ровна 4
5.3 Определение основных размеров корпуса и крышки редуктора
Определяем толщину стенки корпуса и крышки редуктора:
где: δ – толщина стенки корпуса редуктора, мм
δ1 – толщина стенки крышки редуктора, мм
(5.3.1)
аω – межосевое расстояние редуктора, мм
Принимаем δ=8мм.
Определяем толщину верхнего фланца крышки редуктора:
(5.3.2)
b – толщина фланца корпуса и крышки редуктора, мм
Определяем толщину нижнего пояса корпуса редуктора без бобышек:
(5.3.3)
Определяем толщину ребер основания редуктора:
(5.3.4)
Определяем диаметр фундаментальных болтов в основании редуктора:
(5.3.5)
Принимаем ближайшее значение стандартного ряда:
Определяем диаметр болтов, устанавливаемых около подшипниковых гнезд:
(5.3.6)
Принимаем ближайшее значение стандартного болта:
Определяем диаметр болтов, устанавливаемых на фланцах редуктора:
(5.3.7)
Принимаем ближайшее значение стандартного болта:
Расчет шпоночных соединений
Для соединения вала с деталями, передающими вращение, часто применяют призматические шпонки из стали.
Мы подберем по размерам нужные нам шпонки и проверим их на смятие.
По справочным данным и рассчитанным ранее диаметрам подбираем размеры шпонок. Из стандартного ряда выбираем длины шпонок так, чтобы она была несколько меньше длины ступицы (примерно 5 – 10 мм). Данные по шпонкам сводим в таблицу №3
Проверяем наши шпонки на смятие.
[Н/мм2] (5.4.1)
t1 – глубина шпоночного паза, мм
h – высота шпонки, мм
l – длина шпонки, мм
b – ширина шпонки, мм
полученные значения должны выполнять условие: .
Таблица №2 – Данные подбора шпонок
d | b x h x l мм. | t1,мм | Т, Н мм | l,мм |
14x9x80 | 5,5 | |||
20x12x125 | 7,5 | |||
22x14x110 |
Условие прочности соединения на смятие выполняется.
Подбор подшипников
Радиальные однорядные шарикоподшипники воспринимают радиальные и ограниченные осевые нагрузки, действующие в обоих направлениях вдоль оси вала. Подшипники допускают перекосы валов до 10'; по сравнению с подшипниками других типов имеют минимальные потери на трение; фиксируют положение вала относительно корпуса в двух осевых направлениях. Выбор рационального способа крепления подшипников на валу и в корпусе зависит от типа подшипника, величины и направления действующих нагрузок, частоты вращения, условий монтажа и демонтажа и т.п. В тех случаях, когда на подшипник не действует осевая нагрузка и необходимо предотвратить случайное смещение подшипника.
В цилиндрических прямозубых передачах нет постоянных усилий, однако они могут возникнуть случайно. В связи с этим рекомендуется одну из опор в узле фиксировать. Данные по подшипникам сводим в таблицу №3.
Таблица №3 – Данные подбора шарикоподшипников
№ подшипника | dп | D | B | C(кН) | C0(кН) |
Рисунок 4 – Подшипник радиальный шариковый однорядный