Выбор типа корпуса редуктора и определение размеров его основных элементов
Корпуса редукторов имеют коробчатую конструкцию, как правило, довольно сложной конфигурации. Поэтому их в большинстве случаев получают методом литья и крайне редко – сваркой .
Отливки из серого чугуна (СЧ12, СЧ15, СЧ18 ГОСТ 1412 – 85) наиболее распространены в машиностроении для изготовления корпусных деталей. Это обусловлено хорошими литейными свойствами серого чугуна, его хорошей обрабатываемостью на металлорежущих станках, низкой стоимостью, достаточно высокой износостойкостью.
Для удобства сборки редукторов их корпуса выполняют разъемными по плоскости, проходящей через оси редукторных валов. Для удобства обработки плоскость разъема корпуса располагают параллельно его установочной плоскости.
При конструктивном оформлении контуров корпуса из центров колес редукторных передач проводят тонкими линиями дуги окружностей радиусами
,
где dа1(2) – внешние диаметры зубчатых колес соответствующих передач редуктора.
В данном случае из центра зубчатого цилиндрического колеса.
a – необходимая величина зазора между наружными поверхностями зубчатых колес и внутренней поверхностью корпуса редуктора, мм.
Зазор «а» рекомендуется назначать по следующему условию:
мм,
где k – величина зазора, требуемого для компенсации неизбежной неточности положения в отливке внутренней поверхности крышки картера.
a > 8 мм.
Толщину δ, мм, вертикальных стенок и днища картера редуктора рекомендуется по условию обеспечения необходимой жесткости корпуса в зависимости от величины номинального вращающего момента ТТ на тихоходном валу редуктора:
Однако найденную по этой формуле величину толщины стенок картера необходимо согласовать с технологически минимальной толщиной стенок литых деталей Smin по условию δ ≥ Smin. Значения Smin определяют по графикам в зависимости от материала отливки и габаритных размеров картера. Отсюда Smin=6 мм и .
Обычно крышка картера имеет более низкую (по сравнению с картером) нагруженность.
Поэтому с целью экономии материала и снижения массы корпуса толщину ее стенок δ1 рекомендуется назначать на 10 % меньше толщины стенок картера δ, но при этом δ1 должна быть больше технологически минимальной толщины стенок литых деталей Smin. В связи с вышеизложенным назначение толщины стенок крышки картера ведут по следующему условию:
δ1=Smin=6 мм.
Необходимый наружный диаметр d резьбы крепежных болтов определяют из условия прочности стержня винта при обеспечении герметичности стыка картера с его крышкой в номинальном режиме эксплуатации редуктора. В связи с тем, что номинальная нагрузка на стыковочные крепежные винты корпуса редуктора пропорциональна номинальному вращающему моменту ТТ на его тихоходном валу, наружный диаметр d, мм, резьбы рассматриваемых болтов рекомендуется определять по следующему условию:
,
Следовательно, d=16 мм.
Диаметры отверстий d0, необходимых для прохода через фланцы стержня крепежного болта, назначаем в зависимости от вида его резьбы:
d0= 17 мм.
В местах размещения подшипниковых опор валов редуктора на стыковочных фланцах его корпуса предусматривают приливы.
Необходимый наружный диаметр dф резьбы фундаментных (крепящих редуктор к плите, раме и др.) болтов или шпилек (ГОСТ 22032 – 76) определяет прочность их стержней при обеспечении нераскрытия стыка корпуса редуктора с основанием, на котором он устанавливается, в номинальном режиме эксплуатации изделия. В связи с тем, что внешняя нагрузка на фундаментные шпильки пропорциональна номинальному вращающему моменту ТТ на тихоходном валу редуктора, наружный диаметр dф, мм, резьбы рассматриваемых крепежных деталей рекомендуется определять по следующему условию:
Следовательно dв= 21мм.
Количество фундаментных шпилек определяется условием наличия напряжений сжатия на всей поверхности стыка опорных лап корпуса редуктора с фундаментной плитой (рамой), обеспечивающим нераскрытие этого стыка в процессе эксплуатации редуктора.
Картер редуктора служит еще и резервуаром для смазочного масла. При работе зубчатых передач редуктора масло постепенно загрязняется продуктами износа, с течением времени оно стареет, свойства его ухудшаются. Поэтому масло, налитое в корпус редуктора, необходимо периодически менять.
Отработанное масло нужно слить таким образом, чтобы не производить разборку установки, в которой используется редуктор. Для этой цели в корпусе редуктора предусматривают сливное отверстие, закрываемое пробкой.