Специализация районов, методы её определения, понятие об эффективности специализации хозяйства районов

Специализация района - сосредоточение в районе производства определенного вида продукции, значительная часть которой предназначена для обмена (торговли).

Специализация экономических районов ведет к экономии общественного труда в результате использования местных природных ресурсов, выгод экономико-географического положения, сложившегося производственного аппарата и трудовых навыков населения.

В своих исследованиях регионоведение использует различные методы – балансовый, индексный, экономико-статистический, историко-сравнительный, картографический, методы экономико-математического моделирования при выборе оптимальных вариантов размещения производств в регионах, метод системного анализа и др.

Все методы исследования и показатели территориальных программ и прогнозов имеют целью выявить резервы роста производства в экономических районах, пропорциональность, эффективность и динамичность их развития.

Так, балансовый метод позволяет выбрать оптимальное соотношение между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т. е. обеспечивающими как потребности ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.

Балансы необходимы также для разработки рациональных межрегиональных и внутрирегиональных связей. Экономические обоснования размещения предприятий: выбор региона и места для сооружения предприятия, расчеты обеспеченности его сырьем, топливом, энергией, водой, трудовыми и другими ресурсами – все это составляет содержание балансового метода.

Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, выявить наличие в его развитии диспропорций.

Специфическим методом исследования регионоведения является картографический метод.

Карта является источником знаний, источником обогащения информацией размещения производительных сил в каждом районе. Она позволяет наглядно представить особенности размещения. Благодаря картам, картосхемам, картограммам, картодиаграммам лучше воспринимаются и запоминаются не только особенности размещения, но и количественные показатели, характеризующие уровни развития районов. Карта является как бы образной моделью территории, на которой при помощи условных знаков отображаются объекты, явления в их взаимосвязи.

В региональных исследованиях широко применяется индексный метод. Для количественного определения уровня специализации экономического районирования используются коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности.

Коэффициент локализации данного производства (L) представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства к удельному весу той же отрасли в стране.

Его расчет производится по валовой товарной продукции, основным промышленным фондам и численности промышленно-производственного персонала.

Специализация районов, методы её определения, понятие об эффективности специализации хозяйства районов - student2.ru

где хj – доля j-гo региона в общем объеме факторного признака;

уj – доля j-гo региона в общем объеме результативного явления (в данном случае товарооборота);

n – число j-х регионов.

Коэффициент душевого производства σΔ исчисляется как отношение удельного веса отрасли хозяйства региона в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения региона в населении страны.

Специализация районов, методы её определения, понятие об эффективности специализации хозяйства районов - student2.ru

где Dj – товарооборот на душу населения j-го региона;

D — средний товарооборот на душу населения по всем регионам;

Sj – численность населения j-го региона;

m – число j-х регионов.

Коэффициент региональной товарности (КМт) рассчитывается как отношение вывоза из региона данной продукции к ее региональному производству.

Специализация районов, методы её определения, понятие об эффективности специализации хозяйства районов - student2.ru

где Pij, – цена i-го товара в j-м регионе;

S – численность жителей j-го региона;

n – число i-х товаров;

m – число j-х регионов.

Если расчетные показатели больше или равны единице, то такая отрасль является отраслью рыночной специализации района.

Наши рекомендации