Приводы насосов высокого давления. установка угла опережения впрыскивания
УСТРОЙСТВО И РАБОТА НАСОСОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Насосы высокого давления серии 33 (для двигателей КамАЗ). Это насосы V-образной конструкции (рис. 8.6) с углом развала между рядами секций 75°. Диаметр плунжера 10 мм. Его ход 11 мм.
В гнездах алюминиевого корпуса 1 насоса установлено восемь насосных секций, каждая на конкретный цилиндр. Секция состоит из корпуса 13, втулки 12 и плунжера 9. Корпус и втулка зафиксированы штифтом. В корпусе выполнены два канала, сообщающиеся с впускным А и перепускным Б окнами втулки. Штуцером 16 притягивают к корпусу нагнетательный клапан 14 золотникового типа. Корпус секции крепят к корпусу насоса гайками 15.
Плунжер установлен в поворотную втулку 10, которая через штифт соединена с рейкой 11 управления подачей топлива. Движение плунжера вверх обеспечивает кулачок кулачкового вала 2 через роликовый толкатель 4, а обратно — пружина 7. Пружина упирается в тарелку 6, под которой находится регулировочная пята 5 толкателя.
К передней крышке ТНВД прикреплен подкачивающий топливный насос 17 низкого давления поршневого типа с приводом от эксцентрика кулачкового вала. Крышка закрывает шестерни привода насоса. Смазочная система насоса — централизованная от смазочной системы двигателя.
Цикловая подача каждой секцией регулируется поворотом корпуса секции, для чего в его фланце выполнены прорези. Изменение подачи сразу всеми секциями производится изменением положения рейки. Угол опережения начала подачи регулируют заменой пяты толкателя, которые выпускаются 18 размеров по толщине.
Особенности других насосов. На двигателе Д-245 (ЗИЛ-5301 «Бычок») установлен рядный четырехсекционный насос 4УТНМ. Диаметр плунжеров 9 мм, ход 8 мм. Плунжерная пара устроена аналогично паре насоса серии 33. Втулки плунжеров закреплены в алюминиевом корпусе. Нагнетательные клапаны грибкового типа. Толкатели роликовые с регулировочным винтом. Цикловую подачу регулируют изменением положения поворотной втулки плунжера относительно рейки, а угол опережения подачи — винтом толкателя.
Насосы распределительного типа. Насос типа ЕР/VЕ фирмы Воsch широко применяют на двух - шестицилиндровых дизелях легковых автомобилей. Максимальная частота вращения 2500 мин-1. Объемная цикловая подача до 80...100 мм3. Диаметр плунжеров 8...12 мм, ход плунжера 1,5...4 мм. Масса 5,2 кг.
Насос одноплунжерный с приводом плунжера 10 (рис. 8.7) от кулачковой шайбы 12, которая скользит по роликам. Возврат плунжера обеспечивают пружины. В корпусе ТНВД помещен подкачивающий насос. Подача топлива изменяется дозатором 11. В головку насоса ввернуты штуцера с нагнетательными клапанами 9.
ПРИВОДЫ НАСОСОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ. УСТАНОВКА УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКИВАНИЯ
Способы изменения угла опережения впрыскивания. Для изменения угла опережения впрыскивания меняют положение кулачкового вала относительно коленчатого. Если кулачковый вал повернуть вперед по ходу вращения, то кулачок набежит раньше на толкатель, подача топлива плунжером, а следовательно, и впрыск его форсункой начнутся раньше. Относительный поворот кулачкового вала производится двумя способами: с установкой постоянного и переменного угла опережения впрыскивания. В первом случае находят оптимальный угол опережения на номинальном скоростном режиме и жестко соединяют валы. Во втором случае в приводе насоса устанавливают муфту опережения угла впрыскивания, которая в зависимости от частоты вращения двигателя меняет взаимное положение кулачкового и коленчатого валов (у большинства автомобильных двигателей). Это обеспечивает работу двигателя с оптимальным углом опережения впрыскивания в широком диапазоне частот вращения.
Муфта опережения угла впрыскивания. Привод насоса высокого давления осуществляется через муфту опережения впрыскивания 17 и вал с двумя полужесткими карданными муфтами 18 от распределительных шестерен двигателя (рис. 8.8, б). Частота вращения кулачкового вала в 2 раза меньше частоты коленчатого вала.
На рисунке 8.8, а показана муфта опережения двигателя КамАЗ-740, автоматически изменяющая угол опережения начала впрыскивания в пределах 0...12".
Ведомая полумуфта 13 установлена на кулачковом валу насоса. В ней закреплены оси 16 двух грузов 11. Пружины 8, упирающиеся через стаканы 7, находятся в сверлениях грузов и стремятся прижать их к оси муфты.
Ведущая часть муфты соединена с валом привода насоса и состоит из ведущей полумуфты 1 и втулки 3. На ее пальце установлена проставка 12, которая одной стороной упирается в палец груза, а другой — в его фигурную поверхность. Последняя определяет закономерность изменения угла впрыскивания в зависимости от частоты вращения.
При максимальной частоте вращения грузы под действием центробежной силы поворачиваются на осях 16 и, преодолевая силу пружин, прижимаются к корпусу 5. При этом они за счет фигурной поверхности через проставку 12 воздействуют на упорный палец и слегка поворачивают ведомую часть, а вместе с ней и вал насоса вперед по ходу вращения на некоторый угол. Это приводит к увеличению угла опережения впрыскивания. При снижении частоты вращения проставка занимает промежуточное положение, обеспечивая соответствующий угол опережения впрыскивания.
Установка угла опережения впрыскивания. Рассмотрим установку угла для насоса двигателя КамАЗ-740. Насос приводится в действие через две полужесткие карданные муфты 18 (рис. 8.8, б) и муфту опережения впрыскивания 17. Для установки угла выполняют следующие операции:
1) подготовляют двигатель — коленчатый вал вращением маховика устанавливают в положение, соответствующее углу начала впрыскивания в первом цилиндре (в конце такта сжатия фиксатор маховика при нижнем его положении должен войти в углубление). Метка I должна находиться в верхнем положении;
2) подготовляют насос — совмещают метки II и III на корпусе насоса и муфты;
3) соединяют насос с приводом и крепят его на блоке — затягивают болт 19 крестовины ведомого кардана, затем поворачивают коленчатый вал на один оборот и затягивают остальные болты карданов;
4) проверяют правильность установки — проворачивают коленчатый вал до совмещения меток II и III. Затем вращают коленчатый вал обратно на пол-оборота, а потом вперед до фиксации маховика фиксатором (он должен быть опущен). Метки II и III должны совместиться. В противном случае следует ослабить болты 19 и повторить операции 3 и 4.
Угол опережения впрыскивания в других двигателях устанавливают аналогично, но с учетом конструкции привода.