Как изучать правила действий в особых случаях
Обучение курсантов действиям в особых случаях надо начинать с изучения правил этих действий. Курсанты самостоятельно изучают правила, а инструктор помогает курсантам усвоить эти правила, разъясняя и систематически разбирая отдельные положения на опыте их собственных полетов и полетов их товарищей.
Курсанту трудно запомнить сжато сформулированные пункты правил, которые ему не приходится повседневно применять на практике, а между тем их надо знать и помнить безупречно. Чтобы достичь этого, инструктор должен по поводу каждого пункта правил приводить убедительные доказательства и примеры его необходимости. Например, в правилах говорится, что в случае неисправности шасси летчик должен производить посадку только на аэродроме. Это правило может не оставить глубокого следа в памяти, если не знать его мотивов, и в то же время его трудно будет забыть, если знать, что оно продиктовано заботой о летчике, так как посадка с неисправным шасси опасна, и требование производить посадку на аэродроме обеспечивает немедленную помощь пострадавшему при неудачной посадке.
Изучение на разборе полетов действий в особых случаях. Инструктор должен на разборе полетов проработать с курсантами материал истекшего летного дня: недостатки в работе, дефекты техники, ошибки, которые могли бы привести к вынужденной посадке, правильно и своевременно принятые и осуществленные решения, предупредившие неблагоприятный исход в каком-либо случае. Разбирая такие факты, инструктор должен исследовать их и разъяснить, к чему они могли бы привести и как следовало бы поступить в этих случаях согласно правилам.
Методика таких разборов должна строиться на вовлечении курсантов в активное решение задач, чтобы развивать их сообразительность, умение разбираться в обстановке и вместе с тем проверять знание ими правил и умение применять их сообразно обстановке. Такие своеобразные проигрыши этапов полета, решение коротких задач на фактическом материале полета полезны не только для изучения правил, но и для повышения общего летного кругозора курсантов.
Расписать действия на все случаи летной деятельности невозможно, да и неправильно — такая попытка означала бы подмену живого дела бумагой. Правила не предусматривают детали и частности, они обобщают главные признаки и указывают на лучшие приемы и предупреждают ошибочные действия. Поэтому совершенно необходимо воспитывать у курсантов инициативу и умение гибко действовать в частных случаях на основе общих директив.
Наземная подготовка
Обучение производству вынужденных посадок начинается с наземной подготовки. Она проводится после того, как курсанты приобретут первоначальные навыки строить маршрут и рассчитывать на посадку. Во время наземной подготовки инструктор объясняет способ имитации отказа мотора и действия курсантов. Он указывает, что курсанты при отказе мотора должны немедленно перевести самолет в планирование, решить, на какую площадку садиться, вспомнить направление и силу ветра, выполнить маневр для захода и расчета на посадку, выполнить другие действия, определяемые типом данного самолета.
В этой работе являются решающими и требуют активности курсанта: выбор площадки, маневр и расчет для захода на нее (остальные являются техническими навыками, уже известными курсанту). Для того, чтобы облегчить себе действия в воздухе, курсанту нужно еще до полета на земле продумать, куда придется садиться в случае отказа мотора с нескольких основных пунктов прямоугольного маршрута — с подъема до первого разворота, с середины второй и третьей прямой маршрута. Площадки для посадок должны быть нанесены на схему аэродрома, которая должна постоянно находиться на старте.
Площадок, полностью пригодных для посадок, может не оказаться вокруг аэродрома. Тем не менее руководство учебно-летной организации должно определить и указать летному составу лучшие площадки на главных направлениях от аэродрома. Такие площадки при вынужденной посадке грозят меньшими последствиями, чем когда курсант, не видя для себя благополучного выхода, будет упорно пытаться сесть на аэродром. В этом случае ему придется совершать крутые развороты на малой высоте и рисковать при этом сорваться в штопор.
В описании площадок должны быть названы их недостатки, а в общей схеме мероприятий по безопасности полетов должны быть предусмотрены такие, которые исключали или уменьшали бы риск посадки на малопригодные площадки (как, например, сокращение маршрута полета и даже изменение высоты полета, запрещение взлета в особо опасном направлении, особая отработка взлетов и посадок с боковым ветром у всего летного состава и т. п.). Курсант должен знать характеристику площадок. В том случае, когда курсант, обдумывая на земле план полета, сомневается, на какую площадку лучше садиться с той или иной точки маршрута (когда этих площадок несколько), он должен доложить о своих сомнениях инструктору или командиру звена (поскольку тот находится на земле) и получить разъяснение. На протяжении всего полета курсант должен помнить о необходимости быть готовым к вынужденной посадке и предусмотреть места посадки.
Дальше инструктор разъясняет общие правила имитации вынужденных посадок, установленные на данном аэродроме (они должны быть включены в инструкцию по эксплуатации аэродрома), а затем технику выполнения самой посадки.
Почему срываются в штопор при вынужденной посадке? Возможность срыва в штопор облегчается следующими причинами: пилот нарушает порядок распределения и переключения внимания, отдавая большую долю его площадке, намеченной для посадки (особенно, если она недостаточно пригодна или самолет в этот момент находится в невыгодном относительно нее положении), забывает следить за приборами, показывающими скорость и координацию движений рулями. Кроме того, пилот беспокоится, правильно ли выбрана площадка, хватит ли высоты развернуться на нее. Такое беспокойство приводит к колебаниям, а колебания в свою очередь бывают источником грубых ошибок и даже летных происшествий.
Наставления и инструкции требуют от пилота не допускать колебаний в осуществлении принятого решения при вынужденной посадке с малой высоты. Непосредственная причина, чаще всего вызывающая нарушение координации, состоит в том, что глазомер обманывает пилота относительно радиуса разворота. Пилоту с малой высоты кажется, что самолет огибает большую площадь, тогда как на самом деле эта площадь для разворота мала. Непосредственная причина увеличения угла атаки состоит в том, что у пилота не хватает высоты, чтобы развернуться или дотянуть до площадки, и он постепенно и незаметно для себя уменьшает угол планирования и выбирает ручку на себя.
После выполнения маневра для захода и расчета на посадку дальнейшая техника выполнения вынужденной посадки более проста. Но иногда курсант ошибается, выравнивая самолет на посадку: он спешит и выравнивает самолет высоко. Об этом инструктор должен предупредить курсантов во время наземной подготовки. Наконец, инструктор должен рассказать, как уходить с площадки для продолжения полета и захода в общий круг.
Обучение в полете