Правила действий в особых случаях в полете

259. К особым случаям в полете, кроме изложенных в ОПП, также относятся:

- потеря пространственной ориентировки;

- вынужденная посадка вне аэродрома;

- вынужденное покидание самолета.

260. Командир экипажа, потерявший представление о фактическом положении самолета в пространстве, обязан принять меры для восстановления пространственной ориентировки порядком, установленным РЛЭ самолета.

После вывода самолета в горизонтальный полет прекратить выполнение задания, доложить РП на аэродроме о случившемся и следовать на аэродром посадки.

Если командиру экипажа не удалось восстановить пространственную ориентировку до высоты, обеспечивающей безопасное покидание самолета, он должен покинуть самолет, предварительно подав команду экипажу на покидание самолета. Минимальная высота покидания самолета определяется РЛЭ самолета.

261. Вынужденная посадка вне аэродрома производится в случаях, когда не представляется возможным продолжать полет до ближайшего аэродрома или когда продолжение полета опасно для жизни экипажа, но по какой-либо причине покинуть самолет невозможно, а также когда на борту самолета находятся пассажиры (личный состав десанта) без индивидуальных средств спасения (парашютов).

262. При выполнении вынужденной посадки вне аэродрома экипаж обязан действовать согласно РЛЭ самолета, а после посадки - в соответствии с требованиями Наставления по авиационной поисково-спасательной службе РФ.

263. Командиру экипажа (старшему группы) вертолета разрешается производить вынужденную посадку на выбранную площадку при встрече с опасными явлениями погоды или при потере ориентировки, когда всеми способами ее восстановить не удается, а остаток топлива ограничен.

О месте и времени посадки командир экипажа (старший группы) обязан сообщить органу УВД, осуществляющему непосредственное управление, а при невозможности - ближайшему органу УВД.

264. Вынужденная посадка на воду производится как можно ближе к берегу (с учетом рельефа берега и дна) или к кораблю (судну). При спокойном состоянии водной поверхности посадка выполняется против ветра, а при накате (зыби) и любой ветровой волне - вдоль гребня канала или волны независимо от направления ветра. Винты перед посадкой переводятся во флюгерное положение.

В лунную ночь, когда невозможно определить состояние водной поверхности, скорость и направление ветра, посадка производится по лунной дорожке.

265. После вынужденной посадки в море экипаж должен быстро покинуть самолет и использовать индивидуальные и групповые плавсредства и средства жизнеобеспечения, определить направление на берег и следовать к нему, выбирая для выхода на сушу пологие участки берега, привести в готовность и использовать связные и приводные радиосредства и средства визуальной сигнализации.

266. Взлет с места вынужденной посадки вне аэродрома без разрешения КП (ПУ) объединения запрещается, кроме взлета севших в открытом море гидросамолетов (если устранены неисправности) и вертолетов, произведших посадку из-за попадания в опасные явления погоды и по другим причинам, не связанным с отказами его систем и оборудования,

267. Вынужденное покидание самолета в особых случаях, определенных РЛЭ самолета, является обязательным. Решение на покидание самолета принимает командир экипажа ила РП.

Порядок подачи команд на покидание самолета и покидание самолета членами экипажа, а также действия членов экипажа после покидания самолета, при приземлении и приводнении определяются РЛЭ самолета.

268. Перед покиданием самолета командир экипажа должен (при возможности) доложить РП (ПУ, который им управляет) о своем решении, сообщить свое местонахождение, развернуть самолет в направлении малонаселенного района, ликвидировать систему опознавания, выключить двигатели.

269. Во время опускания на парашютах каждый член экипажа должен наблюдать (при возможности) за другими членами экипажа, спускающимися на парашютах, просматривать местность, обращая особое внимание на расположение населенных пунктов, дорог, троп, рек, озер, ущелий, а также на наличие кораблей, расположение островов, направление на берег при спуске на водную поверхность.

Перед приводнением привести в готовность плавательные средства.

270. Действия экипажа самолета после приземления (приводнения) с парашютом определены Наставлением по авиационной поисково-спасательной службе РФ.

271. Командир экипажа, если угроза безопасности полета в связи с возникновением особого случая миновала, обязан немедленно передать сообщение об этом по всем каналам связи и далее действовать по обстановке.

(Выписка из Руководства по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

1. Настоящее Руководство излагает основы организации и проведения учебного процесса в авиационных организациях РОСТО РФ.

Авиационные училища РОСТО в соответствии с требованиями Положения о средних специальных учебных заведениях РФ, настоящего Руководства и с учетом особенностей подготовки специалистов разрабатывают Указания по организации и проведению учебного процесса для своего училища, представляют их на утверждение в ЦС РОСТО РФ и руководствуются ими в своей практической деятельности.

Знание и выполнение требований данного Руководства являются обязательными для всего летного состава авиационных организаций, авиационных работников центральных, краевых, областных и городских комитетов РОСТО, руководящих обучением и непосредственно обучающих курсантов (спортсменов). Другие лица, связанные с обучением курсантов или обслуживанием полетов, должны знать Руководство в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей. С курсантами положения Руководства изучаются в части, их касающейся.

2. Обучение курсантов в авиационных организациях осуществляется на основе поставленных задач, приказов и распоряжений ЦС РОСТО, Курсов (Программ) учебно-летной подготовки, а также уставов, наставлений и других документов, регламентирующих организацию и проведение летной (парашютной) подготовки и обеспечение безопасности полетов.

3. Целью обучения курсантов в авиационных организациях РОСТО является:

подготовка авиационных специалистов (летчиков, планеристов, парашютистов),

подготовка высококвалифицированных спортсменов, способных показать на соревнованиях высокие результаты по авиационным видам спорта и достойно представлять авиационный спорт нашей страны за рубежом.

Для достижения этих целей требуется:

настойчивости и стремления в совершенстве овладеть современной авиационной техникой;

правильное планирование, четкая организация и проведение теоретической подготовки и учебных полетов с постоянным и переменным летным составом;

высокая специальная, педагогическая и летно-методическая подготовка инструкторов - летчиков - методистов, летно-инструкторского и руководящего состава к проведению учебного процесса, его примерность в исполнении своего служебного долга;

непрерывное совершенствование методики теоретического и летного обучения, методики обучения прыжкам с парашютом;

соответствие учебной базы Курсам (Программам), учебно-летной подготовки, непрерывное ее развитие и совершенствование;

разработка и проведение в жизнь мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов;

образцовая организация внутреннего распорядка и быта личного состава;

правильно организованный учет, контроль и анализ качества теоретического и летного обучения курсантов и постоянного летно-технического состава.

4. Обучение - это организованный, целенаправленный процесс вооружения курсантов системой прочных знаний, умений и навыков, формирования у них высоких морально-политических, волевых и боевых качеств.

5. Объем требований, предъявляемых к обучаемым при изучении каждого учебного предмета, определяется соответствующими Курсами (Программами) учебно-летной подготовки.

6. Основными видами учебных занятий в авиационных организациях РОСТО являются:

урок;

лекция;

семинар;

практические занятия (комплексные тренировочные занятия);

учебные полеты;

консультации;

самостоятельная подготовка.

7. Учебные занятия проводятся различными методами, которые должны обеспечивать наилучшее усвоение изучаемого предмета.

Методы обучения - это способы, при помощи которых преподаватель (инструктор) сообщает обучаемым (курсантам) конкретные знания, вырабатывает у них навыки и умения, развивает летные способности и деловые качества.

Методы обучения предполагают применение отдельных методических приемов и должны соответствовать целям обучения, характеру учебного предмета, уровню подготовки курсантов и их способностям. При этом чем сложнее учебный материал, тем больше будет применено различных приемов, способов и средств для его усвоения, тем сложнее будет метод обучения.

Применяются следующие методы обучения:

устное изложение (лекция, рассказ, объяснение);

беседа;

групповое упражнение и летучка;

показ и демонстрация;

упражнения (тренажи);

розыгрыш полета;

работа с книгой;

самостоятельная работа;

наблюдение.

Перечисленные виды учебных занятии и методы обучения в совокупности с разнообразными методическими приемами могут применяться при проведении занятий по теоретической, наземной, предварительной, предполетной, непосредственной подготовке, о также непосредственно при обучении курсантов в полете.

Наши рекомендации