Аускультация сердца (возраст 11 лет)
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Станция ОСКЭ № 1
Аускультация лёгких (возраст 14 лет)
№ | Этапы | Последовательность действий |
Проведение аускультации в симметричных участках спереди | Положение врача (студента): Встать спереди у правой стороны больного (манекена). Провести аускультацию: 1) в области верхушек лёгких справа, слева; по среднеключичной линии: 2) в области второго межреберья справа, слева; 3) в области третьего межреберья справа, слева; 4) в области четвёртого межреберья справа; 5) в области пятого межреберья справа; 6) в области шестого межреберья справа; | |
Проведение аускультации в симметричных участках по боковым поверхностям | Положение врача (студента): Как при аускультации спереди (разрешается немного отступить в левую сторону, чтобы положение было удобным для врача). Провести аускультацию по среднеподмышечным линиям: 1) на уровне шестого межреберья справа, слева; 2) на уровне седьмого межреберья справа, слева; | |
Проведение аускультации в симметричных участках сзади. | Положение врача (студента): Встать сзади у левой стороны больного (манекена) Провести аускультацию: 1) в надлопаточной области слева, справа; в межлопаточной области по паравертебральным(околопозвоночным) линиям: 2) на уровне третьего межреберья слева, справа; 3) на уровне пятого межреберья слева, справа; в подлопаточных областях по лопаточным линиям: 4) на уровне седьмого межреберья слева, справа; 5) на уровне восьмого межреберья слева, справа; | |
Проведение «свободной» аускультации | Провести аускультацию лёгких вне классических - «свободная» аускультация (цель: более точное обнаружение и уточнение побочных дыхательных шумов). | |
Подсчёт частоты дыхания | Поставить фонендоскоп на область дыхательного шума и подсчитать число дыханий за 1 минуту. Озвучить полученное число. | |
Определить и дать характеристику дыханию | Провести комментарий: Дыхание ослабленное везикулярное (или везикулярное) по всем полям лёгких. | |
Определить и дать характеристику шумам | Провести комментарий: Прослушивается сухие свистящие хрипы (или хрипов нет) по всем полям лёгких. | |
Дать заключение | Аускультативная картина бронхообструктивного синдрома (аускультативная картина здоровых лёгких) |
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Станция ОСКЭ № 2
Оценка по шкале АПГАР
№ | Этапы | Последовательность действий |
Принять ребенка в теплые пеленки. | Взять сухую, согретую пеленку и положить в нее ребенка | |
Тщательно обсушить ребенка и поменять влажные пеленки на сухие. | обсушить ребенка этими пеленками и выложить на другие сухие пеленки | |
Одеть ребенку теплую шапочку и носки | Одеть ребенку теплую шапочку и носки | |
Оценить цвет кожных покровов | визуально, при естественном цвете, грудь и туловище ребенка должны быть розовыми | |
Определить частоту сердечных сокращений | при помощи стетоскопа в классических точках аускультации сердца, либо в эпигастральной области за 6 секунд выслушиваются тоны сердца, и результат умножают на 10. Нормальное ЧСС должно быть свыше 100 ударов в минуту. | |
Определить частоту дыхания | Визуально определить частоту дыхания по экскурсии грудной клетки. В норме от 40 до 60 дыханий в минуту | |
Оценить рефлекторную возбудимость | По реакции ребенка на осмотр (на голос врача, яркий свет, прикосновение, звук, изменение температуры окружающей среды) и гримасе оценить рефлекторную возбудимость. В норме при осмотре должен быть громкий крик, реакция на раздражение носовых ходов – чихание, кашель | |
Определить тонус мышц | Определить тонус мышц по положению ребенка. В норме должна быть поза флексии (поза эмбриона). | |
Выставить оценку по шкале АПГАР | 8 – 10 баллов - здоровый ребенок 7 баллов - активность снижена, необходимо проводить дополнительную оценку каждые 5 минут, до 20-ой минуты жизни ребенка 4-6 баллов -умеренная асфиксия (средней тяжести). К 5 минуте достигает значений, характерных для здоровых новорожденных (8-10 баллов). 0 – 3 балла - асфиксии тяжелой степени, что является показателем для интенсивной терапии и реанимации новорожденного |
ШКАЛА АПГАР
Оцениваемые клинические признаки | 0 баллов | 1 баллов | 2 баллов |
Окраска кожных покровов | Генерализованная бледность или генерализованный цианоз | Розовая окраска тела и синюшность конечностей (акроцианоз) | Розовая окраска всего тела и конечностей |
Дыхание | отсутствует | Брадипное, нерегулярное | Нормальное,громкий крик |
Частота сердцебиений (в 1 минуту) | отсутствует | Менее 100 | 100 и более |
Рефлекторная раздражимость ( реакция на носовой катетер, раздражение подошв). | Не реагирует | гримасса | Кашель,чихание,крик |
Мышечный тонус | Конечности свисают | Некоторое сгибание конечностей | Активные движения |
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Станция ОСКЭ № 3
Проведение пикфлоуметрии у ребёнка.
№ | Этапы | Последовательность действий |
Подготовить к работе пикфлоуметр | Обработать пикфлоуметр 70% раствором спирта, отвести стрелку прибора на начало шкалы и проверить исправность прибора. | |
Объяснить пациенту порядок проведения манипуляции и поведение пациента во время её проведения | При встрече с пациентом представиться по имени и отчеству, независимо от его возраста. Объяснить ему порядок проведения пикфлоуметрии. | |
Предложить пациенту сделать максимальный вдох. | Предложить после нормального и спокойного выдоха сделать глубокий вдох. | |
Предложить пациенту взять наконечник в рот и сделать максимальный выдох. | Горизонтально держа прибор, обхватить мундштук губами и сделать резкий выдох (подобно задуванию свечи). | |
Измерить три раза подряд | Оценить показания шкалы. Вышеуказанные действия повторить 3 раза, максимальное значение записать в лист наблюдения. | |
Определить скорость выдыхаемого воздуха. Выбрать максимальное значение из трёх определений и записать в лист наблюдения за пациентом | Выбрать максимальное значение из трех определений и максимальное значение записать в лист наблюдения. | |
Определить нормальный показатель пикфлоуметрии у пациента в зависимости от роста | Определить долженствующую пиковую скорость выдоха по специальной таблице соответственно росту пациента и записать в лист наблюдения. | |
Провести сравнительный анализ и сделать заключение | Провести сравнительное исследование и сделать заключения. Норма- пиковая скорость выдоха более 80% от должных величин. Сигнал «внимание», приближающееся обострение - пиковая скорость выдоха в пределах 60-80% от должных величин. Сигнал тревога, ухудшение состояние - пиковая скорость выдоха ниже 60% от должных величин. |
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Станция ОСКЭ №4
Аускультация сердца (возраст 11 лет)
№ | Этапы | Последовательность действий |
Проведите аускультацию на верхушки сердца | Поставить фонендоскоп в область пятого межреберье по среднеключичной линии слева. | |
Проведите аускультацию во втором межреберье справа от грудины | Поставить фонендоскоп в область второго межреберья на 1см. справа от груди. | |
3 3 | Проведите аускультацию во втором межреберье слева от грудины | Поставить фонендоскоп в область второго межреберья на 1см. слева от груди. |
Проведите аускультацию в области мечевидного отростка. | Поставить фонендоскоп в область мечевидного отростка. | |
Проведите аускультацию в точке Боткина | Поставить фонендоскоп в область четвертого межреберья слева от грудины. | |
Проведите подсчёт чистоты сердечных сокращении | Поставить фонендоскоп в области верхушечного толчка в пятом межреберье слева от грудины, по среднеключичной линии. ЧСС-85 в мин. | |
Дать характеристику тонов | На верхушке 1 тон – ослаблен. | |
Дать характеристику шумов. | На верхушке определяется грубый систолический шум связанный с 1 тоном. | |
Дать характеристику ритма сердца | На верхушке определяется правильный ритм. | |
Сделал заключение. | Шум недостаточности митрального клапана. |
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Станция ОСКЭ № 5