Различия в навыках открытого и слепого полетов
В чем состоит различие между навыками открытого и слепого полетов? Допустим, что, приступая к освоению пилотирования по приборам, курсант видит какое-то показание прибора, например, стрелка указателя скорости стоит на цифре 120, а должна быть на цифре 140. В зависимости от того, как началось первоначальное обучение курсанта — со слепого или открытого полета, курсант будет реагировать на обнаруженное отклонение по-разному. Если курсант раньше обучался в открытой кабине, он решит, что нос самолета сильно поднят, как при прохождении предельных углов. На основе этого представления курсант отпустит ручку от себя. Управление самолетом проходит, таким образом, через представления, приобретенные им во время обучения в открытом полете.
Теперь предположим, что курсанта сразу начали учить в закрытой кабине. Ясно, что он не может представить себе, как выгладит нос самолета в открытом полете, и он реагирует на то же самое показание прибора иначе, а именно: раз стрелка указывает уменьшение скорости, значит нужно ручку давать от себя. Курсанта не интересует, в каком положении самолет, и если ему открыть кабину и заклеить приборы, он не сможет управлять самолетом, так как пространственная ориентировка ему не поможет. Он реагирует на показания прибора непосредственно: прибор — движение, в то время как курсант, прошедший первоначальное обучение в открытом полете, реагирует через посредство представлений о положении самолета в пространстве: прибор — положение самолета — движение. Путь реакции второго курсанта короче, экономнее. У курсанта, который сначала учился в открытой кабине, по мере накопления опыта в слепом полете навык пилотировать через пространственные представления будет постепенно ослабевать и заменяться другим — непосредственного реагирования на приборы.
Каждый пилот может считать себя вполне овладевшим техникой пилотирования по приборам только тогда, когда он научится реагировать непосредственно на показания приборов, без промежуточных представлений. И, наоборот, курсант, начавший обучаться сразу в слепом полете, будет стремиться первое время в открытом полете сообразовать любое свое действие с показаниями приборов. Пройдет некоторое время, прежде чем этот навык у него ослабнет и заменится другим навыком — оценивать обстановку на основании зрительных впечатлений о положении самолета в пространстве и реагировать на эти впечатления.
Когда мы говорим о курсанте, уже летавшем в открытой кабине, мы должны оценить, какую роль для обучения слепому полету играют ранее приобретенные им навыки, чтобы знать, как ими воспользоваться. Прежний опыт дает курсанту возможность применить в закрытой кабине ряд усвоенных знаний, представлений и действий. Он знает правила пилотирования, имеет ясные представления о каждом элементе полета и отклонениях от него, умеет действовать сообразно обстановке. Это способствует тому, что, перейдя к обучению в закрытой кабине, курсант быстро осваивает слепой полет. Но прежний опыт имеет и отрицательную сторону, которую нельзя не учитывать инструктору. Покажем это на примере.
Пилотируя по приборам, курсант отвлекся от указателя скорости, а когда посмотрел на него, то увидел на циферблате цифру 120. Как мы уже говорили, первая мысль, которая приходит «ему на ум, что нос самолета чрезмерно поднят, и он дает ручку сильно от себя. Такое .представление и реагирование естественно: в открытом полете (с того момента, как он усвоил прямолинейный полет) ему не приходилось доводить дело до такого большого падения скорости, как в данном случае, потому что передняя часть самолета всегда была в поле его зрения и всякое отклонение устранялось сразу. Теперь же, составив себе на основании показаний прибора такое представление, курсант дает ручку от себя настолько, чтобы нос самолета сразу опустился в нужное, по его мнению, положение и ждет результата. В открытом полете этот результат имел бы место немедленно, а здесь курсант видит, что скорость набирается медленно. Приписав это недостаточно отданной ручке, он добавляет руля, ждет еще несколько мгновений и вдруг видит быстрый рост скорости: 130, 140, 150, 160... С этого момента начинаются движения ручки от себя и на себя без особой последовательности и осмысленности.
Почему так произошло? Потому что, во-первых, была неправильно оценена обстановка. Представление о величине отклонения оказалось ложным — стрелка дошла до цифры 120 не потому, что нос самолета был сильно поднят, а потому, что курсант длительное время не смотрел на указатель скорости и, во-вторых, потому, что курсант ошибся, ожидая немедленного результата действия руля. Если бы курсант был в открытой кабине, он увидел бы этот результат немедленно по положению самолета, а здесь, в слепом полете, показатель скорости «запаздывает» и на этот раз подвел курсанта.
Подобного не произошло бы с курсантом, начавшим обучаться сначала в закрытой кабине. Он поступил бы в данном случае иначе. Во-первых, он не допустил бы ошибки в оценке обстановки (мы имеем в виду типичное поведение): привыкнув к строгому режиму в распределении времени для каждого прибора, он сразу сообразил бы и учел, что слишком отвлекся от указателя скорости и соответственно этому соображению стал бы действовать. Во-вторых, он не стал бы проявлять нетерпения по поводу результатов действия ручкой, а ждал бы, пока установится новая скорость, и лишь тогда внес бы поправку в положение руля высоты, и в противоположность первому курсанту его поправки были бы осмысленными и обоснованными.
В ходе обучения курсант будет постепенно освобождаться от привычки ждать немедленного результата действий, а также реагировать через пространственные представления.
Различия в навыках открытого и слепого полетов порождают и различие в методике обучения. Некоторые методы свойственны только обучению по приборам. О них будем говорить позже. Есть методы, которые употребляются в обучении обоим видам полета, но инструктор должен знать, что они сходны больше по форме и в большинстве случаев различны по существу, преследуя развитие неодинаковых навыков. Если в этом не разобраться как следует, легко переоценить методы обучения открытого полета (так как инструктор ими овладел и убедился в их действенности) и механически перенести их в слепой полет. И, наоборот, инструктор может недооценить специфических методов обучения по приборам (как это и встречается на практике).
Наземная подготовка
Наземная подготовка начинается с проверки знаний теории. При обучении в открытом полете инструктор проверял знания курсантами физической сущности явлений, происходящих в полете, и повторять это при обучении по приборам нет нужды. Здесь основным должна быть проверка знаний приборов. Так как в самом полете техника заменяет органы чувств, то эту технику надо хорошо знать. Курсант должен знать принцип действия и устройство каждого прибора, его чувствительность и быстроту реакции на обстановку полета, инструментальные и прочие поправки, неисправности, задержки и их причины и, наконец, расхождения между работой приборов и органами чувств.