Взаимное влияние воздушного винта и самолета
Воздушный винт, установленный на самолетах Як-52 и Як-55, при работе испытывает влияние от расположенных вблизи него частей самолета, при этом уменьшается скорость воздушного потока в плоскости вращения винта, что увеличивает тягу воздушного винта. Такое изменение тяги характеризуется величиной е, называемой коэффициентом торможения скорости, и входит в виде поправки в относительную поступь
(3.13)
где lo - поступь изолированного воздушного винта.
Величина е всегда больше нуля, поэтому . С другой стороны, воздушный винт отбрасывает за собой массу воздуха, скорость которого больше скорости полета, увеличивает тем самым лобовое сопротивление частей самолета, находящихся в струе за воздушным винтом. Увеличение сопротивления самолета превышает по своей величине прирост тяги. В итоге - влияние обдувки самолета выражается общим понижением тяги двигательной установки.
Кроме того, за счет того, что скорость отбрасываемого воздушного потока воздушным винтом больше скорости полета, при обтекании частей самолета создается дополнительный прирост подъемной силы. Величина ее зависит от площади крыла, скорости полета, мощности силовой установки.
Рис. 17 . Поляра самолета с учетом обдувки воздушным винтом
1- без обдувки, 2- работа двигателя в номинале 3- работа двигателя на взлетном режиме
Увеличение скорости полета уменьшает прирост аэродинамических сил.
Чем больше мощность силовой установки, тем больше прирост аэродинамических сил.
Для учета влияния обдувки воздушного винта на аэродинамические силы и их коэффициенты проводится их перерасчет для наиболее характерных режимов силовой установки
Из Рис. 17 видно, что обдувка крыла увеличивает значения Су и Сх, причем Су увеличивается больше, чем Сх.
Чем больше углы атаки крыла, тем больше прирост Су. Так, для самолетов Як-52 и Як-55 на взлетном режиме работы двигателя на угле атаки a, равном 14°, прирост Су составляет примерно 0,4.
Увеличение Сх за счет увеличения местной скорости воздушного потока на крыле происходит в меньшей степени, чем Су. На угле атаки a, равном 16°, Сх возрастает на 0,046 или на 22% потому, что индуктивное сопротивление обдуваемой части будет меньше, чем его величина для крыла вне струи от винта.
Улучшение аэродинамических характеристик самолетов Як-52 и Як-55 за счет обдувки от воздушного винта корректирует некоторые параметры самолетов, например: скорость отрыва уменьшается на 15...20%, а длина разбега - на 25...30%.(Приложение. Описание работы винта В530-ТА-Д35)