Определение магнитного курса с помощью девиационного пеленгатора
Девиационный прибор ДП-1 (Рис. 29) состоит из следующих деталей:
азимутального лимба 1 с двумя шкалами (внутренней и внешней); диапазон шкал от 0 до 360°, цена деления 1°, оцифровка выполнена через 10°;
магнитной стрелки 2;
визирной рамки с двумя диоптрами: глазного 3- с прорезью и предметного 4 - с нитью;
двух винтов стопорения визирной рамки;
сферического уровня 5;
курсоотметчика «МК» 6,
шарового шарнира 7 с зажимом;
винта 8 крепления азимутального лимба;
кронштейна 9.
Для хранения девиационный пеленгатор имеет специальный ящик, а для работы - треногу.
Магнитный курс самолета с помощью девиационного пеленгатора можно определить двумя способами:
1. По курсовому углу удаленного ориентира.
2. Пеленгованием створа продольной оси самолета.
Для определения магнитного курса самолета по курсовому углу удаленного ориентира необходимо с помощью девиационного пеленгатора предварительно измерить магнитный пеленг ориентира (МПО),затем поместить самолет в точку, из которой измерялся пеленг ориентира, установить пеленгатор на самолет и измерить курсовой угол ориентира (КУО). Магнитный курс самолета (МК) определяется как разность между магнитным пеленгом и курсовым углом ориентира (Рис. 28):
МК = МПО - КУО.
Рис. 27. Определение магнитного курса самолета по курсовому углу удаленного ориентира | Рис. 28. Определение MK пеленгованием продольной оси самолета |
Рис. 29. Девиационный пеленгатор
1 - азимутальный лимб; 2 - магнитная стрелка; 3 - глазной диоптр;4 - предметный диоптр; 5 - сферический уровень; 6 - курсоотметчик МК; 7 - шаровой шарнир; 8 - винт крепления лимба; 9 – кронштейн.
Для определения магнитного курсапеленгованием створа продольной оси самолета следует установить пеленгатор точно в створ продольной оси самолета и измерить магнитный пеленг створа продольной оси самолета.
Для определения магнитного пеленга ориентира МПО (створа продольной оси самолета) нужно:
установить треногу в центре площадки, где будет списываться девиация;
закрепить пеленгатор на треноге и установить его в горизонтальное положение по уровню;
расстопорить лимб и магнитную стрелку;
вращением лимба совместить «О» шкалы лимба с северным направлением магнитной стрелки, после чего закрепить лимб;
разворачивая визирную рамку и наблюдая через прорезь глазного диоптра, направить нить предметного диоптра на выбранный ориентир (в створ оси самолета);
против риски предметного диоптра по шкале лимба отсчитать МПО, равный магнитному курсу самолета.