Проведение посменных полетов
132. При необходимости в авиационных частях могут проводиться посменные полеты. При посменных полетах на протяжении двух смен летного дня полеты проводятся на одних и тех же самолетах, меняется только ИТС. Необходимое количество самолетов на летный день выделяется от одного или нескольких АТО.
МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА
715. Противопожарная охрана в авиационных частях, в том числе в штабах, аэродромных сооружениях, на стоянках самолетов, в зонах укрытий АТО, в ТЭЧ части, ТП (СИС) ВАРМ (АРЗ), организуется в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР, приказов министра обороны СССР и Руководства по мерам пожарной безопасности в воинских частях авиации Вооруженных Сил СССР.
716. В каждой воинской части разрабатывается план противопожарной охраны, который утверждается командиром части и доводится до всего личного состава. Инструкция по мерам пожарной безопасности в части, расчет сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, а также выписки о порядке эвакуации самолетов, другой техники и имущества должны находиться у дежурного по воинской части.
Весь личный состав обязан знать и выполнять правила пожарной безопасности (приложение 3.21), уметь обращаться со средствами пожаротушения.
717. Командиры авиационных частей несут ответственность за организацию и состояние противопожарной охраны.
Командиры подразделений, начальники служб, мастерских, цехов, лабораторий и других объектов отвечают за выполнение правил пожарной безопасности в подчиненных им подразделениях, службах и объектах. Непосредственно противопожарной охраной в части руководит начальник противопожарной охраны, а там, где он штатом не предусмотрен, обязанности его возлагаются на одного из офицеров по совместительству.
Объекты на аэродроме оборудуются средствами пожаротушения согласно Положению о противопожарной охране в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Нормы оборудования объектов средствами пожаротушения приведены в приложении 3.22.
За техническое состояние средств пожаротушения и укомплектованность ими объектов на аэродроме отвечает командир АТЧ.
Ответственные за противопожарное состояние объекта закрепляют средства пожаротушения за должностными лицами, которые несут персональную ответственность за хранение и использование этих средств по назначению.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА, ДВИГАТЕЛЯ, АВИАЦИОННОГО И РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ И В ВОЗДУХЕ
(Выписка из РЛЭ Як-52)
ЗАПУСК, ПРОГРЕВ И ОПРОБОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ НА ЗЕМЛЕ
ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЯ К ЗАПУСКУ
Перед запуском двигателя летчик обязан:
убедиться, что вблизи нет людей, транспорта и предметов, которые могут попасть под винт;
убедиться в том, что рычаг управления шагом вин та установлен в положение «Малый шаг»;
установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 1/3 полного хода - (28-38%),
убедиться в том, что рычаг управления пожарным краном находится в открытом положении (полностью от себя);
включить подогрев воздуха на входе в карбюратор (рычаг управления заслонкой - полностью на себя), если температура наружного воздуха ниже нуля;
убедиться в том, что магнето выключено (переключатель находится в положении «О»);
убедиться, что переключатель «Аэр пит - Откл - Аккум.» находится в положении «Откл », а автомат защиты сети «Зажигание» выключен (находится в нижнем положении);
дать команду авиатехнику «Провернуть винт»;
в процессе проворачивания винта зашприцевать летом 5-6 подач, зимой 8-12 подач бензина в двигатель при помощи заливочного шприца, установив его в положение «Заливка в цилиндры».
Предупреждения: 1. Проворачивать винт при холодном двигателе обязательно, а при температуре головок цилиндров выше 80°С запрещается.
Не разрешается заливать бензин более указанного количества, так как он может смыть масло со стенок цилиндров и вызвать задир поршней или скопиться в нижних цилиндрах, что может привести к гидравлическому удару.
ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ.
Запуск двигателя можно производить как от бортового аккумулятора, так и от аэродромного источника электропитания.
3.4.2.1. Для запуска двигателя летчик должен:
подать команду авиатехнику: «От винта» и, получив ответ «Есть от винта», установить переключатель «Аэр. пит. - Откл. - Аккум.» в положение «Аэр. пит.» или «Аккум.», включить АЭС «Зажигание», «Сигн. шасси», «Приб. двиг.» и выключатель «Генер.»;
установить шприц в положение «Заливка в магистраль» и создать давление бензина перед карбюратором 0,2-0,5 кгс/см2;
включить магнето (переключатель установить в положение «1+2»);
открыть крышку кнопки «Запуск» и нажать пусковую кнопку до отказа. Продолжительность непрерывного нажатия кнопки 3-5 с.
Примечания: 1. Для лучшего запуска двигателя после первых вспышек следует произвести дополнительную подачу топлива в цилиндры заливочным шприцем.
2. Во время запуска при появлении вспышек в цилиндрах разрешается поддерживать выход двигателя на устойчивую работу перемещением вперед-назад рычага управления двигателем (РУД) в диапазоне частоты вращения, соответствующей 28-60% (1/3- • 1/2 полного хода РУД), темп перемещения 2-3 с.
3.4.2.2. Если двигатель не дает вспышек в течение 30 с, следует выключить зажигание. При полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора провернуть воздушный винт от руки на 8-10 оборотов по ходу, не производя заливки двигателя, и снова повторить запуск.
3.4.2.3. После того как двигатель устойчиво заработает, пусковую кнопку отпустить и перевести рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 38-41%, одновременно наблюдая за давлением масла по показанию манометра. Если в течение 15-20 с после запуска давление масла не достигнет 1 кгс/см2, немедленно выключить двигатель и выяснить причину.
3.4.2.4. После запуска двигателя законтрить рукоятку заливочного шприца, поставив ее вертикально, закрыть пусковую кнопку предохранителем и установить переключатель «Аэр. пит. - Откл. - Аккум.» в положение «Аккум.».
ПРОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ
3.4.3.1. Прежде чем приступить к прогреву двигателя, необходимо:
установить ручку управления и педали в нейтральное положение;
нажать рычаг торможения.
Прогрев двигателя вести при частоте вращения 41- 44%, пока температура масла на входе в двигатель не начнет повышаться. С началом роста температуры масла увеличить частоту вращения до 44-48%, зимой до 51% и на этой частоте производить прогрев двигателя до достижения температуры головок цилиндров не ниже 120°С и температуры масла на входе в двигатель не ниже 40°С. Зимой, для ускорения прогрева двигателя, жалюзи капота и створки маслорадиатора должны быть закрыты.
34.32. Двигатель считается прогретым, когда температура головок цилиндров будет не ниже 120°С, температура масла на входе в двигатель - не менее 40°С
3 4 3.3. После прогрева двигателя произвести прогрев втулки винта двукратным переводом винта с малого на большой и с большого шага на малый
34.4. Опробование двигателя (Рис. 1).
34.4.1. Опробование двигателя производить при полностью открытых жалюзи капота и заслонке маслорадиатора.
3.4 4.2. Опробовать двигатель па втором номинальном режиме, для чего плавно переместить рычаг управления двигателем вперед до упора, а рычагом шага винта установить частоту вращения 70%. При этом показания приборов должны соответствовать значениям параметров, указанным в табл. 1.
Двигатель должен работать устойчиво и без тряски. Во избежание перегрева вследствие недостаточного обдува не допускать длительной работы на втором номинальном режиме.
3.4.4.3. Проверить работу магнето и свечей-
установить винт на малый шаг;
рычагом управления двигателем установить частоту вращения 64-70%;
выключить на 15-20 с второе магнето и запомнить падение частоты вращения;
включить оба магнето
Падение частоты вращения двигателя при работе на одном магнето не должно превышать 3%.
3.4.4.4. Проверить работу генератора:
рычагом управления двигателем установить частоту вращения 57-58%, при нажатии на кнопку вольтамперметра напряжение должно быть 27-29 В;
Рис. 1 График опробования двигателя
включить Электропотребители, необходимые для полета;
при работе генератора красная сигнальная лампа «Отказ генер.» не должна гореть.
Примечание. Загорание сигнальной лампы «Отказ генер » происходит при частоте вращения менее 33%.
3.4.4.5. Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения:
убедиться, что рычаг управления шагом винта установлен в положение «Малый шаг»;
рычагом управления двигателем установить частоту вращения 70%;
рычаг управления шагом винта перевести в положение «Большой шаг» (полностью на себя), частота вращения двигателя при этом должна снизиться до 53%;
рычаг управления шагом винта перевести в положение «Малый шаг» (полностью от себя), частота вращения двигателя при этом должна возрасти до 70%. Допускается кратковременное уменьшение давления масла на входе в двигатель до 2 кгс/см2 с последующим восстановлением за 8-11 с.
3.4.4.6. Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения на равновесных оборотах:
при положении «Малый шаг» рычага управления шагом винта рычагом управления двигателем установить частоту вращения 70%;
рычагом управления шагом винта установить частоту вращения 64%;
плавным перемещением рычага управления двигателем вперед и назад, не до отказа, убедиться в том, что частота вращения двигателя остается неизменной.
При резком перемещении рычага управления двигателем вперед и назад частота вращения двигателя может соответственно увеличиться или уменьшиться на 2-4%, но через 2-3 с восстанавливается до устойчивой работы.
3.4.4.7. Проверить приемистость двигателя. Переход от минимальной частоты вращения до взлетного режима должен совершаться плавно в течение не более 3 с.
3.4.4.8. Проверить работу двигателя на взлетном и 1-м номинальном режимах в течение 20-30 с.
Показания приборов должны соответствовать значениям параметров, указанным в табл. 1.
3.4.4.9. Проверить работу двигателя на минимальной частоте вращения (винт на малом шаге, рычаг управления двигателем переведен полностью на себя). Двигатель должен работать устойчиво, показания приборов должны соответствовать значениям параметров, указанных в табл. 1.
Во избежание замасливания свечей продолжительность работы двигателя на минимальной частоте вращения не должна превышать 5 мин.
Примечание. При уборке рычага управления двигателем допускается кратковременный провал оборотов малого газа без нарушения устойчивой работы двигателя.