И уровня загрузки дороги движением
Обычно при оценке условий работы дороги интенсивность движения выражается в фактически измеренном количестве проходящих автомобилей, суммируя автомобили независимо от их типов. Это вносит значительную погрешность при сравнении отдельных участков дорог между собой. Поэтому для характеристики количества автомобилей, которые дорога может пропустить в обоих направлениях за единицу времени, при расчетах уровней загрузки дороги движением фактически измеренную интенсивность движения пересчитывают на эквивалентное количество легковых автомобилей, которые могли бы проехать по данному участку дороги за время проезда по нему грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов.
Для этой цели вводят коэффициенты приведения к легковому автомобилю Кпр, на которые умножают на фактически измеренное число автомобилей каждого типа. Тогда приведенная к легковому автомобилю интенсивность движения всего транспортного потока по участку дороги определяется по формуле:
Кпрi (13)
где n – количество типов транспортных средств в потоке;
Nф.изм - фактически измеренная интенсивность движения транспортных средствi–типа, авт/час;
Кпрi – коэффициенты приведения интенсивности движения iтипа транспортного средства к легковому автомобилю.
Коэффициенты приняты следующими:
Для автомобилей, не перевозящих груз (удобрения): легковые автомобили – 1,0; мотоциклы и коляски – 0,75; мотоциклы и мопеду – 0,5; грузовые автомобили: ГАЗ 5203 – 1,625; ГАЗ 53А – 1,75; ЗИЛ 130 – 1,875; КАМАЗ 5320 – 2,5; Автобус ПАЗ 3201 – 3,0; Автопоезд ЗИЛ 130 с прицепом ГКБ 817 – 3,071.
Для автомобилей перевозящих груз (удобрения) коэффициенты приведения интенсивности численно равны указанным выше.
Рассчитываем общую фактическую приведенную к легковому автомобилю интенсивность движения всего транспортного потока по участку дороги ΣNф.пр.общ.
Поскольку скорости движения на разных участках дороги неодинаковы из-за различия в элементах их плана и продольного профиля, то пропускная способность на их протяжении также различаются
) / ( )) (авт/час (14)
где Pmax– максимальная теоретическая пропускная способность эталонного участка: горизонтального, прямолинейного в плане, имеющей не менее двух полос движения шириной по 3,75 м каждая, с сухим шероховатым покрытием, с расстоянием видимости не менее 800м, для транспортного потока состоящего только из легковых автомобилей; для двухполосных дорог Pmaх= 2000авт/час;
βитог - итоговый коэффициент снижения пропускной способности, равный произведению частных коэффициентов, определяемых в зависимости от характеристик дорожных условий и состава транспортного потока для каждого из трех участков дороги, где имеются продольные уклоны 400/60; 350/40; 420/30 (см. параметры дороги и характеристики дорожных условий), т.е.βитог.1,βитог.2,βитог.3:
βитог = βi, (15)
где βi– частные коэффициенты (см. табл. 1,2,3,4 приложения);
Ψi – доля автомобилей i-го типа в составе транспортного потока.
Для Ψiэкспериментальным путем установлены следующие значения:
для автомобилей не перевозящих груз: легковые автомобили- 0,1; мотоциклы с коляской-0,06; мотоциклы и мопеды-0,02; ГАЗ5203 - 0,1; ГАЗ53А - 0,13; ЗИЛ130 - 0,06; КАМАЗ 5320 - 0,04; Автобус ПАЗ 3201 - 0,05; автопоезд ЗИЛ130 с прицепом - 0,02.
для автомобилей перевозящих груз: ГАЗ5203- 0,25; ГАЗ53А - 0,2; ЗИЛ130 - 0,05; КамАЗ 5320 - 0,21.
Определяем произведение коэффициента прочности дорожной одежды и доли автомобилей транспортного потока (Кпрi×Ψi)не перевозящих и перевозящих груз, затем вычисляем общую интенсивность, т.е. Σ(Кпрi×Ψi).
Определяем пропускную способность на трех участках автомобильной дороги Р1, Р2, Р3.
Определяем приведенную к легковому автомобилю часовую интенсивность движения транспортного потока в любой час суток Nчimax пр. В нашем случае берем в расчет по максимальному периоду и по общему за сутки.
Nчimaxпр= Nф. пр.общ.×Kui,авт/час (16)
Для периода максимальной загруженности с 16 до 17 часовKuiпринимается равным 1,05.
Определяем суточную приведенную к легковому автомобилю интенсивность движения всего транспортного потока:
= (17)
Для суточного цикла Kui= 11,3.
Следовательно Nс пр=Nф. пр.общ × 11,3.
Пропускная способность дороги, как известно, изменяется на отдельных участках дороги. Поэтому необходимо конкретизировать эти участки, определить их количество и расчет пропускной способности провести отдельно по каждому выделенному участку.
За расчетную часовую интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях принимаем наибольшую из часовых интенсивностей движения Nч1 и Nч2, которые рассчитываются по формулам:
Nч1=Nчimax пр×0,8; Nч2= Nс пр×0,76.
Далее определяем уровень (коэффициент) загрузки трех участков дороги движением (соответственно Z1,Z2,Z3 , которое определяется отношением часовой расчетной интенсивности движения, приведённой к легковому автомобилю Nрч (авт/час) к пропускной способности дороги Р (авт/час) по наибольшему из показателей, т.е.
Zi = Nрчi / (Рi × 10) (18)
Определив уровень загрузки дороги движением для каждого из выделенных участков, сопоставляем их с максимально допустимыми значениями Zmaxдля автомобильных дорог общего пользования IV категории. Zmax ≤ 0,75.