Динамическое преодоление подъема
Определение максимального подъема, преодолеваемого автомобилем, описанное ранее, относится к случаю, когда автомобиль движется равномерно. Также автомобиль может преодолевать подъемы, двигаясь с разгона, используя накопленную кинетическую энергию. Подъемы, преодолеваемые с разгона, могут быть круче, чем при равномерном движении, однако длина их ограничена.
При расчете длины подъема считают, что автомобиль приближается к подъему с максимальной скоростью. В начале подъема коэффициент сопротивления дороги увеличивается от y1 до y2. Конечная скорость движения на подъем определяется абсциссой точки пересечения графиков y(V) и D (V).
Графики изменения скорости V движения автомобиля в зависимости от длины S подъема и времени tП движения на подъем строятся также как графики разгона.
Замедление автомобиля при движении на подъем определяем как
j3 = (43)
где y = i + f – коэффициент сопротивления дороги при движении на подъем.
Для дальнейших расчетов принимаем y = f = 0,012, тогда при движении автомобиля на подъем с углом a = 6,5°, i = tg(a) = 0,114 и y = i + f = 0,114 + 0,012 = 0,126.
Величину δвр принимаем из таблицы 12.
Подставляя в формулу (43) значения y = 0,126 и δвр получим:
- для четвертой передачи
j3 = (44)
- для третьей передачи
j3 = (45)
- для второй передачи
j3 = (46)
и т. д.
Также как при расчете разгона диапазон скоростей движения на каждой передаче разбиваем на интервалы.
Путь S и S, и время t и t движения определяем по формулам (37), (38), (39), (40).
Расчеты сводим в таблицу 15.
Из рисунка 6 следует, что оптимальная скорость переключения с IV на III передачу VIV-III ≈ 130 км/ч, при этом DIV ≈ 0,025, DIII ≈ 0,035. При Vmax = 139,7 км/ч из рис. 5 и таблицы 13 принимаем DIV = 0,012. Диапазон скоростей движения на IV передаче принимаем за один интервал.
Таблица 15
Динамическое преодоление подъема
(IV передача)
№ интервала | Скорость км/ч м/с | Dн | Dк | Ускорение, м/с2 | t, с | t, с | S, м | S, м | |||
Vн | Vк | jн | jк | jср | |||||||
139,7 38,8 | 130 36,1 | 0,012 | 0,025 | -0,99 | -0,88 | -0,935 | 2,89 | 2,89 |
Переключение с IV на III передачу:
tп = 0,7с, t = 2,89 + 0,7 = 3,59с
Vп = 33 · 0,7 · 0,126 = 2,9 м/с, VнIII = 36,1 – 2,9 = 33,2 м/с
ΔSп = (36,1 – 17 · 0,7 · 0,126) · 0,7 = 24,2 м, S = 108 + 24,2 = 132,2 м.
Продолжение таблицы 15
III передача | |||||||||||
119,5 33,2 | 101,4 28,16 | 0,051 | 0,08 | -0,62 | -0,39 | -0,51 | 9,98 | 13,57 | 306,2 | 43,84 | |
101,4 28,16 | 90 | 0.08 | 0,092 | -0,39 | -0,29 | -0,34 | 9,29 | 22.86 | 685,3 |
Переключение с III на II передачу:
tп = 0,7с, t = 22,86 + 0,7 = 23,56с
Vп = 2,9 м/с,
VнIII = 25 – 2,9 = 22,1 м/с (79,6 км/ч)
Sп = (25 – 17 · 0,7 · 0,126) · 0,7 = 16,5 м,
S = 685,3 + 16,5 = 701,7 м.
На II передаче автомобиль «Москвич»-412 И Э может преодолевать оставшуюся часть подъема, двигаясь равномерно V = 79,6 км/ч. Из графика рис. 5 следует, что при этом D ≈ 0,16, т. е. в этих условиях «Москвич»-412 И Э имеет запас тяги, который определяется разницей между D и y.
График (рисунок 8) изменения скорости V движения автомобиля от величины пройденного пути S и времени t строят также и в том же масштабе, что и график разгона.
Рисунок 8. Графики изменения скорости V движения автомобиля «Москвич»-412 И Э от величины пройденного пути S:
1 – при динамическом преодолении подъема α=6,5°;
2 – при движении накатом.