Общие правила наземной подготовки к полетным упражнениям
Наземная подготовка к выполнению полетных упражнений по воздушной навигации отличается от всех других разделов программы, во-первых, тем, что ее проводят двое — инструктор и штурман, и, во-вторых, все содержание программы из-за большого объема приходится распределять между различными полетами, прорабатывая перед каждым из них то, что отвечает данному полету.
Наземная подготовка начинается в штурманском классе, который должен быть специально оборудован, чтобы в нем могли проходить обучение курсанты-пилоты. В комплект оборудования должны входить тренажеры, навигационные и масштабные линейки, ветрочеты и другие счетчики, компасы, визиры, макеты самолетов со смонтированными на них компасами, карты, аэрофотоснимки, аэролоции, возможно более широкий ассортимент всяких других- средств самолетовождения и т. п.
Курсант-пилот должен отлично знать, какими средствами штурман определяет те или иные навигационные элементы, как он это делает, как работают приборы и какова степень точности их действий. Все это необходимо для того, чтобы пилот знал, какими возможностями располагает он в полете со штурманом и что от него самого требуется для обеспечения работы штурмана. Кроме того, курсант-пилот должен знать работу штурмана потому, чтобы сознательно подходить к составлению навигационного плана и подготовке полета без штурмана. Разносторонние и широкие знания в области навигационной науки и знакомство со штурманской практикой помогут пилоту правильно подготавливать полет и проводить его.
Наземная подготовка в штурманском классе состоит из:
— проверки знаний курсанта по теоретическим основам самолетовождения;
— проверки знаний навигационного оборудования и приборов;
— подготовки к очередному полету;
— наземной тренировки.
В наземную подготовку на самолете входит тренировка в подготовке навигационного оборудования к полету и проверка самолета и мотора перед полетом.
Проверка знаний по основам самолетовождения
Проверку знаний по основам самолетовождения инструктор-штурман проводит таким образом, чтобы теоретические положения подводили курсанта к разбору технических средств, а затем к способам навигационного применения этих средств. Объем этой проверки должен основываться на имеющемся в распоряжении штурмана времени и касаться в первую очередь тех средств и способов самолетовождения, которые предусмотрены программными полетами. Проверяя знания навигационного оборудования и приборов, штурман должен уделить основное внимание принципу их действия и ошибкам как инструментальным, так и ошибкам применяемого метода. Всякого рода поправки курсант должен хорошо знать и уметь пользоваться поправочными графиками, таблицами и навигационной линейкой.
Особое внимание надо уделить компасу. Курсант должен хорошо разбираться во всех ошибках компаса, знать, что такое установочная ошибка, как она определяется и устраняется, что такое девиация и ее допустимые значения, что такое резонанс колебаний, увлечение картушки компаса, северная поворотная ошибка, как эти ошибки парализуются или преодолеваются. Курсант должен уметь проверять компас, отлично пользоваться им, быстро, не задумываясь, переводить курсы из одного в другой (компасный, магнитный, истинный). Курсант должен быть осведомлен и о том, что полет самолета с креном также вызывает ошибку компаса.
Если курсант на занятиях неуверенно или нетвердо отвечает штурману, надо прекратить проверку и предложить твердо усвоить заданное и только тогда явиться на проверку (изучать компас курсант должен самостоятельно).
При проверке курсанта по теоретическим основам самолетовождения по компасу особое внимание нужно уделять соблюдению пилотом требований навигационного режима полета. Здесь следует рассказать о том, что неточное ведение самолета нарушает принцип использования компаса для целей самолетовождения, и привести примеры из практики.
После проверки знаний курсантов штурман приступает к подготовке очередного упражнения. В наземную подготовку к маршрутному полету входит: подготовка карты, прокладка маршрута, расчет полета, разработка плана полета, заполнение бортжурнала, подготовка навигационного оборудования к вылету и предполетная подготовка.
Ознакомительный маршрутный полет по магнитному компасу
Наземная подготовка
Первый маршрутный полет совершается с целью ознакомить курсанта с основными элементами самолетовождения по компасу, продемонстрировать ему надежность этого способа и привить доверие к компасу. Соответственно целям полета подготовка карты, прокладка маршрута и расчет навигационных элементов должны быть образцовыми. Курсант должен работать самостоятельно. Время на эту работу курсанту не ограничивается; маршрут полета, карты и все необходимое для работы выдается за два-три дня до занятий по наземной подготовке. Когда курсант представит свою работу, штурман должен сличить подготовленную карту курсанта со своей образцовой картой. Штурман проверяет правильность проведенных линий пути, расчет курсов, разметку расстояний и расчет времени, аккуратность и четкость надписей. Углы должны быть вычислены с точностью до одного градуса, расстояния — до одного километра, время — до одной минуты.
Некоторые штурманы совершают ошибку, относясь снисходительно к работе курсанта и оправдывая расхождения со своей картой неопытностью курсанта или относя это к обычному допуску при прокладке маршрута. Так поступать нельзя. Во всем, что касается данного полета, требования должны быть очень высокими. В противном случае может легко получиться, что допуск штурмана, допуск инструктора, некоторые неточности пилотажно-навигационных приборов, некоторое изменение ветра, рассчитанного по шару-пилоту, и т. п. дадут в сумме такие отклонения, которые породят у курсанта недоверие к компасу.
Каждый шаг в обеспечении полета должен быть направлен к тому, чтобы курсант выходил на всех поворотных пунктах точно на центр этого пункта (или, если ему ставилась задача выйти не на центр, а рядом с пунктом), величина бокового отклонения не должна превышать одной сотой отрезка маршрута, по времени расхождение не должно быть более двух процентов. При обнаружении ошибки штурман должен не только забраковать работу курсанта, а и показать ему источники ошибки. Для этого он приказывает курсанту выполнить при нем ту операцию, в которой получилась ошибка, и во время этой работы показывает курсанту, откуда произошла ошибка и как надо было действовать, чтобы результат был верный.
После того, как курсант правильно подготовит карту, штурман проверяет знания курсанта в отношении правил проверки навигационного оборудования перед полетом. Затем штурман вместе с инструктором проверяет знание курсантом техники самолетовождения: как выходить на исходный пункт маршрута (ИПМ), когда и как ориентировать карту в полете, как выходить и становиться на курс следования, как опознавать поворотные пункты, как и когда рассчитывать время прибытия, как вести записи и т. п.
Когда курсант выполнит эти операции, штурман проверяет, насколько хорошо он изучил маршрут полета. Изучение маршрута, как и составление плана полета, носит учебный характер. Для данного полета курсанту неважно знать, например, систему линейных ориентиров, использование ее для восстановления ориентировки, рельеф местности, так как по плану полета курсант не решает, каким путем выходить на ИПМ, как контролировать путь, восстанавливать ориентировку и т. п. Все это решено за него. Курсанту надо сказать, что все действия по составлению плана и изучению маршрута носят лишь характер упражнения; в противном случае у него может легко создаться впечатление, что в штурманском деле много лишнего и ненужного для практических целей.
После этого штурман приступает к тренировке курсанта в отсчете показаний компаса и в разворотах самолета на заданный курс. Эта тренировка выполняется на макете самолета, на котором смонтирован действующий компас. Дальше проводится тренировка в глазомерных определениях расстояний по карте и направлений (курсовых углов).
Наземная подготовка к этому полету завершается розыгрышем его, который проводит штурман совместно с инструктором. По окончании розыгрыша инструктор дает курсанту указания по технике пилотирования, эксплуатации материальной части в полете и технике работы в воздухе, например, как складывать карту, как вести записи и т. п.
Обучение в полете. Основная цель полета и условия ее осуществления освещены выше. Одним из средств обеспечить точный выход самолета на все поворотные пункты маршрута служит правильное измерение ветра. Поэтому нужно, чтобы в день ознакомительных полетов шар-пилот пускался не реже чем через полчаса, и курсант мог пользоваться данными не более получасовой давности.
Перед полетом курсант осматривает самолет, мотор, оборудование, проверяет заправку горючим и маслом, короче говоря, действует как пилот—командир экипажа. О результатах осмотра докладывает инструктору.
Во время полета курсант должен с предельной точностью соблюдать курс, скорость и высоту. Инструктор должен обеспечить это. Для этого, во-первых, надо, чтобы в показания приборов (указателя скорости, высотомера) были внесены все поправки на высоту полета, температуру, давление, и, во-вторых, нельзя допускать серьезных ошибок в действиях курсанта, которые отразились бы на точности самолетовождения. Здесь инструктор должен проявлять большую внимательность и сообразительность, так как, с одной стороны, методически не совсем правильно слишком часто поправлять курсанта и тем самым лишать его самостоятельности и инициативы, а с другой стороны, от точности соблюдения режима полета зависит успех упражнения. Чтобы проявить гибкость, инструктор должен сам прекрасно знать маршрут, уметь выполнить его с абсолютной точностью, не пользуясь картой и компасом, а для этого маршрут нужно предварительно изучить в деталях по карте и облетать на самолете.
Курсанта нужно научить технике применения компаса в полете. Курсант не должен непрерывно смотреть на компас ради сохранения заданного курса — так сохранить курс не удастся, а главное невозможно будет вести ориентировку. В тот момент, когда компас показывает точно заданное направление, нужно заметить впереди на горизонте или ближе (если горизонт вырисовывается недостаточно отчетливо) ориентир и по этому ориентиру вести самолет, время от времени проверяя себя по компасу. Если при проверке обнаруживается неточность в курсе, нужно установить самолет по компасу, снова наметить ориентир и опять вести самолет по ориентиру. Выполнять развороты по компасу нельзя. Перед разворотом надо на глаз определить угол поворота, наметить ориентир для вывода, развернуться и после успокоения компаса уточнить по нему курс. Это же правило соблюдается при пользовании указателем скорости: сохранять скорость нужно по горизонту и проверять по показателю скорости.
Если курсант запаздывает выполнить какое-то важное действие, инструктор своевременно ему об этом напоминает. Например, курсант не показывает поворотного пункта, так как он закрыт фюзеляжем и курсант не видит его, инструктор должен показать сам его. В данном полете менее важно, если курсант не опознает ориентир, чем если он пролетит пункт, не отметив время полета и не зная, прошел ли он точно над ориентиром или в стороне.
Для того, чтобы курсант смог правильно продолжать полет по оставшемуся маршруту, инструктор обязан вывести самолет на ИПМ от последнего поворотного пункта, который курсант пролетел не опознав.
Наблюдение за пролетаемой местностью с точки зрения обеспечения безопасности полета инструктор должен взять на себя, чтобы разгрузить курсанта от всех обязанностей, не связанных с сохранением режима. Об этом курсант должен быть предупрежден заранее.
Упражнение может считаться выполненным, если курсант убедится, что компас является очень надежным прибором при условии точного сохранения навигационного режима полета.