Расстановка подвижного состава на местах открытого хранения
Возможны три способа расстановки подвижного состава на местах открытого хранения:
• с закрепление за каждой единицей постоянного места;
• с закреплением мест хранения за колонной (установка на любое место в пределах. отведенных под колонну);
• обезличенное хранение, т. е. установка на любое свободное место стоянки.
При хранении автомобиля (автопоезда) на открытой площадке или под навесом каждое место хранения обеспечивается непосредственным выездом в проезд.
При стационарном оборудовании автомобили устанавливаются на места хранения при условии удобного присоединения системы охлаждения двигателей к магистрали теплоносителя (рис. 8).
Положение автомобилей на местах открытого хранения относительно проезда при тупиковом способе расстановки зависит от применяемого оборудования для разогрева или подогрева двигателей.
При подвижных средствах подогрева (водозаправщиках или парогенераторах) автомобили на местах хранения устанавливают двигателями в сторону проезда (рис. 9).
Автопоезда расстанавливают исходя из условия минимального их маневрирования на площадке. для этого применяют однорядную прямоточную расстановку: прямоугольную а или косоугольную б с проездами по обеим сторонам ряда автопоездов (рис. 10).
Рис. 8. расстановка автомобилей на открытой стоянке при стационарном подогреве | Рис. 9. расстановка автомобилей на открытой стоянке при передвижных средствах подогрева |
Рис. 10. Расстановка автопоездов: а — прямоугольная; б— косоугольная | Рис. 11. Организация хранения прицепов и полуприцепов: а - прямоугольная: б - косоугольная: в — паркетная |
Раздаточные устройства для подогрева двигателей в этом случае устанавливают в проходе между двумя соседними точками.
Подогрев и разогрев двигателей с помощью газовых горелок инфракрасного излучения основан на физических свойствах инфракрасных лучей, которые поглощаются в очень тонком слое твердого тела, вызывая его нагрев, и практически не поглощаются чистым воздухом. Излучатели или горелки, представляют собой плитку из керамики с большим количеством каналов малого диаметра. Плитка закрепляется в металлическом корпусе и ограждается металлической сеткой. При работе горелки сгорание газа происходит в каналах керамической плитки. В результате поверхность керамики разогревается до температуры 700—950 °С и выделяет лучистую энергию, которая в нагреваемом предмете превращается в тепловую. Для тепловой подготовки автомобильных двигателей используются серийно выпускаемые промышленностью газовые инфракрасные излучатели, на базе которых разработаны автомобильные подогреватели, состоящие из теплообменника, последовательно включенного в систему охлаждения двигателя, и инфракрасного излучателя.
Применяемые в стационарных условиях горелки монтируются на площадке стоянки на расстоянии 300—500 мм от обогреваемого агрегата. Площадка оборудуется специальными упорами для колес и направляющими, исключающими неточности при установке автомобилей над горелками и их повреждение. Подогреватель монтируется под картером двигателя, причем инфракрасный излучатель является съемным элементом и составляет принадлежность установки, а не автомобиля. Беспламенный нагрев жидкости в теплообменнике вызывает термосифонную циркуляцию в системе охлаждения. В качестве топлива в подогревателях используют сжатый природный и сжиженный нефтяной газ. Различают пять видов тепловой подготовки:
∙ стационарный предпусковой разогрев с подачей газа автомагистральной сети;
• стационарный предпусковой разогрев с использованием группы баллонов;
• газоподогрев с использованием передвижной установки с баллоном для сжиженного газа;
• газоподогрев с использованием остатков природного газа из баллонов передвижного газозаправщика
• индивидуальный газоподогрев с использованием сжатого природного газа от системы питания газобаллонного автомобиля.
Устройство индивидуального газоводогрева предназначено для использования на газобаллонных автомобилях и обеспечивает надежный пуск их двигателя при температуре окружающего воздуха до
—30 °С. Время разогрева составляет 1—1,5 ч. Расход газа в режиме подогрева уменьшает запас хода автомобиля на 10—15 км.
Основным преимуществом газоподогрева, по сравнению с другими способами, является относительно низкая стоимость.
Рис.12. Горелка «Звездочка»: 1 — керамика; 2 — защитная сетка; З — форсунка |
Широкое применение нашли газовые подогреватели инфракрасного излучения «Малютка» с горелкой «Звездочка», защищенной от ветра (рис.12).
При беспламенном горении газа в керамической части горелки ее поверхность разогревается до температуры 800—900 °С и излучает инфракрасные лучи.
Горелка размешается на расстоянии 300—400 мм от картера двигателя в пазах теплообменника, при работе горелки жидкость нагревается и в системе охлаждения возникает термосифонная циркуляция.
Рис. 13. Схема установки на двигателе жидкостного подогревателя с горелкой «Звездочка» : 1 - водяной насос двигателя; 2 - горелка «Звездочка»; З – теплообменник; 4 в 5 - соединительные патрубки; 6 - радиатор двигателя |
Рис. 14. Схема электроподогревателя ОН-338 двигателей автомобилей КамАЗ:
1 — аппаратный шкаф; 2 — радиатор системы охлаждения двигателя; З — водяной насос; 4 — контур циркуляции системы охлаждения двигателя; 5 — дополнительный кронштейн крепления теплообменника к двигателю; 6 — теплообменник; 7 — соединительная коробка со штепсельным разъемом; 8 — гибкий
провод заземления; 9 — соединительный кабель
На автомобиле монтируют теплообменник 6, который посредством подводящего и отводящего патрубков, включен в контур циркуляции системы охлаждения двигателя 4 (между радиатором 2 и водяным насосом З) и соединительной коробкой 7 со штепсельным разъемом для подключения к аппаратному шкафу 1.
В нижней части теплообменника имеется краник для слива охлаждающей жидкости, а также предусмотрено дополнительное крепление 5 теплообменника к двигателю. В корпус теплообменника вмонтирован теплоэлектронагреватель (ТЭН) мощностью 2,5 кВт.
На площадке хранения автомобилей устанавливают аппаратный шкаф, в котором размещены пускорегулирующая и защитно-отключающая аппаратура, а также контур заземления электрооборудования. Теплообменник с электронагревательным элементом подключают к аппаратному шкафу соединительным кабелем 9 через разъемы, находящиеся в аппаратном шкафу и соединительной коробке. Заземляют автомобиль гибким проводом 8, соединяющим корпус автомобиля с контуром заземления электрооборудования. Прогрев двигателя и узлов системы охлаждения обеспечивается термосифонной циркуляцией охлаждающей жидкости через теплообменник.
Индивидуальные источники тепла. При хранении автомобилей в отрыве от стационарных источников теплоснабжения применяются жидкостные или воздушные индивидуальные подогреватели. Обычно они работают на том же топливе, что и двигатель автомобиля.
Жидкостный индивидуальный подогреватель (рис. 15) состоит из теплообменника, представляющего собой четыре концентрично расположенных стальных трубы, образующие водяные рубашки и газоход, системы питания и системы зажигания. Внутренняя поверхность теплообменника образует топку, в которой размещена вихревая камера сгорания. В камеру сгорания с помощью вентилятора с приводом от электродвигателя постоянного тока нагнетается воздух. Топливо поступает в камеру сгорания из специального бачка через регулятор. В камере сгорания топливо хорошо перемешивается с воздухом. Первоначальное воспламенение смеси осуществляется с помощью свечи накаливания. Горячая жидкость из рубашки теплообменника направляется в систему охлаждения двигателя, а из двигателя возвращается в теплообменник.
Преимуществами индивидуальных подогревателей являются разогрев двигателей в любых условиях независимо от наличия источника энергии и возможность использования в качестве охлаждающей жидкости антифриза, недостаток индивидуальных подогревателей — неудовлетворительный подогрев подшипников коленчатого вала.
Рис. 15. Жидкостный индивидуальный подогреватель:
1 - корпус; 2 — топка; З - водяная рубашка; 4 — насосный узел; 5— горелка
Индивидуальные предпусковые электроподогреватели с основным элементом закрытого типа, внутри которого смонтирована спираль накаливания. Она включается в систему охлаждения или в систему смазки двигателя. Одновременно эта спираль играет роль предохранителя, защищая двигатель от перегрева. Для монтажа элемента на блоке двигателя используются технологические отверстия либо лючки системы охлаждения. При выборе типа нагревающего элемента учитывают объем системы охлаждения, расстояние между стенками рубашки охлаждения, толщину и материал стенок блока цилиндров.
По принципу действия электронагревательные элементы делятся на две группы: с твердыми и с жидкими проводниками тока.
В качестве твердых проводников используют сплавы (нихром, фехраль, хромаль).
Такие проводники имеют большое удельное сопротивление, мало изменяющееся при перепадах температуры, и малый температурный коэффициент расширения.
Нагревательные элементы из твердых проводников выполняют с открытой или закрытой спиралью.
У закрытого нагревательного элемента (рис. 16) спираль помещается в тонкостенной трубке, которая заполняется изолирующим материалом (порошок окиси магния или сухой кварцевый песок).
В жидкостных нагревательных элементах роль проводника играет вода или антифриз. Такой элемент (рис. 17) состоит из двух трубок, вставленных одна в другую и изолированных резиновыми втулками. С помощью клемм трубки включаются в электросеть.
При прохождении электрического тока через твердый или жидкий проводник выделяется тепло.
Рис. 16. Электронагревательный элемент закрытого типа: 1 — трубка; 2 — нагревательная спираль; З — штуцер; 4 — изоляционная втулка; 5— шпилька; 6—гайка |
Рис. 17. Электронагревательный элемент с жидким проводником: 1 - патрубок системы охлаждения; 2 — металлический штуцер; З — стяжной хомутик; 4 - изолятор; 5 - кожух резиновый (эбонитовый и др); 6 — клемма; 7 - труба внутренняя; 8 - упорное кольцо; 9 - трубка наружная
Охлаждающая жидкость нагревается, и в системе охлаждения и в масле возникает термосифонная циркуляция.
Обогрев двигателя происходит за счет конвективного теплообмена и термосифонной циркуляции жидкости в системе охлаждения. Для обогрева двигателя воздушного обогрева предназначены специальные подогреватели, устанавливаемые непосредственно в масляный картер двигателя.
Они могут быть использованы на двигателе с жидкостным охлаждением для подогрева масла.
Время прогрева двигателя зависит от температуры окружающего воздуха. Примерно через 3 ч после подключения подогревателя к сети переменного тока 220 В температура системы охлаждения двигателя в среднем на 50 оС превышает температуру окружающего воздуха. После достижения теплового равновесия температура двигателя не поднимается, а тепловая энергия рассеивается в воздухе.
Подогреватель двигателя может находиться в подключенном состоянии очень долго, не вызывая опасения, что сам подогреватель или двигатель повредятся от перегрева. Дальнейшая работа подогревателя при отсутствии термореле не дает значительного эффекта и приводит только к ненужным затратам электроэнергии.
Для обогрева салона существуют различные модели подогревателей мощностью от 1400 и до 2000 Вт и габаритами 75 х 146 х 165 мм и 90 х 200 х 200 мм соответственно. Они могут быть легко установлены практически в любом месте салона, не влияя на его дизайн. Особенностью салонных обогревателей является применение устройства, позволяющего автоматически регулировать мощность обогревателя в зависимости от температуры всасываемого воздуха. По мере повышения температуры воздуха в салоне мощность нагрева постепенно уменьшается. Таким образом, салон эффективно прогревается при минимальном использовании электроэнергии. Для обеспечения безопасности внутри салонные обогреватели имеют предохранители, которые отключают обогреватель, если температура в салоне достигает 25—30 °С. Повторное включение возможно примерно через 30 мин после остывания.
В схему управления электроподогревателем включено зарядное устройство, позволяющее подзарядить аккумуляторную батарею при хранении автомобилей, что особенно важно для современных автомобилей, имеющих большое количество бортовых потребителей электроэнергии.
Зарядное устройство имеет массу 240—300 г, выполнено в водозащитном корпусе и защищено от короткого замыкания и переполюсовки питания. Отличительной чертой этого устройства является способность самостоятельно определять степень разряда аккумулятора и автоматически в процессе заряда регулировать зарядный ток. При достижении напряжения 14,4 В зарядное устройство переходит в режим подзарядки. В режиме подзарядки сила тока падает до 0,8 А, а напряжение — до 13,7 В.
Работа зарядного устройства контролируется встроенным светодиодом и начинается сразу после подключения системы к сети 220 В.
Зарядное устройство может работать и в теплое время года. Таким образом, аккумулятор постоянно поддерживается в рабочем состоянии, что значительно увеличивает срок его службы и облегчает пуск двигателя.
Управляет работой всего комплекса блок управления. Габариты прибора позволяют легко поместить его в любом месте панели и даже на противосолнечном козырьке. Блок позволяет запрограммировать время двух включений до начала движения автомобиля, например в 8 и 18 ч.
При этом можно задать время подогрева автомобиля, как в ручном, так и автоматическом режиме включения системы (1, 2 или З ч).
При установке автоматического режима система в зависимости от температуры воздуха определяет и регулирует необходимое время для подогрева автомобиля. Кроме того, на дисплей блока управления может выводиться информация о напряжении на клеммах аккумуляторной батареи, о температуре наружного воздуха, предупреждение о гололеде.
Для подключения к электрической сети используется патентованная влаго- и грязезащищенная розетка, полностью исключающая неправильное подключение силового кабеля. Малые габариты и аккуратный дизайн позволяют поместить ее за облицовкой радиатора (или врезать в бампер).
Топливные отопители предназначены для облегчения пуска двигателя и обогрева салона (кабины) автомобилей при низких температурах окружающего воздуха. Эксплуатируют отопители на том же топливе, что и двигатель автомобиля от бортовой сети 12 и 24 В.
Топливные отопители можно разделить на жидкостные и воздушные.
В первом случае отопитель врезается в систему охлаждения двигателя (рис. 18). для обеспечения движения охлаждающей жидкости используется, как правило, циркуляционный насос. Подогретая жидкость поступает в двигатель и в отопитель салона. За час работы в зависимости от мощности агрегат прокачивает от 500 до 700 л охлаждающей жидкости (существуют модели, способные прокачать за час 6000 л жидкости), потребляя при этом от 250 г до 1 л бензина. Жидкостные отопители при температуре воздуха —20 °С способны прогреть двигатель до 55 ос и салон автомобиля до 20 ос за 40—45 мин работы.
Для управления отопителями существуют как механические, так и электронные таймеры. Некоторые модели отопителей оснащены дистанционной системой управления (типа Теlestart), способной управлять работой отопителя на расстоянии до 600—1000 м.
Преимуществами индивидуальных подогревателей являются разогрев двигателей в любых условиях независимо от источника энергии и возможность использования в качестве охлаждающей жидкости антифриза.
Рис. 18. Автономный жидкостный отопитель: 1 - отопитель салона; 2 — кран отопителя: З — (АЖО) автономный жидкостный отопитель; 4— труба глушителя; 5— воздухозаборник; 6—жидкостный насос системы охлаждения; 7— радиатор; 8— термостат; 9 — штатная проводка с блоком предохранителей; 10 — вентилятор отопителя; 11 — блок управления с таймером
Кроме того, практика показывает, что при использовании предпускового подогревателя двигателя на легковых автомобилях расход топлива сокращается на 0,1—0,5 л в расчете на один пуск. За зимний сезон эксплуатации владельцу легкового автомобиля приходится в среднем осуществить 300—500 пусков двигателя, следовательно, за это время можно сэкономить от 30 до 150 л топлива.
Недостаток индивидуальных подогревателей — относительно высокая стоимость и недостаточный подогрев коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.