Закон постоянства расхода воздуха (Закон неразрывности)
Устанавливает связь между плотностью движущейся газообразной среды, скоростью движения этой среды и площадью поперечного сечения струи.
В струйке переменного сечения через сечения 1-1 и 2-2 каждую секунду протекает объём воздуха, равный произведению площади сечения F на скорость струйки в данном сечении V. Произведение объема воздуха, протекающего через сечение, на его плотность ρ определяет секундный массовый расход воздуха. Согласно закону сохранения материи, масса воздуха m1, протекающая через сечение 1-1, и масса воздуха m2 через сечение 2-2 в установившемся потоке равны. Таким образом, из закона постоянства расхода вытекает важное следствие: чем меньше поперечное сечение элементарной струйки, тем выше в нём скорость воздуха, и наоборот.
Взлет самолета. Этапы взлета. Схема сил на взлета.
Ускоренное движение самолета от начала разбега до высоты, на которой достигается безопасная скорость полета (как правило это на 25-30% больше минимальной).
Этапы взлёта: разбег, отрыв и разгон с набором высоты.
Разбег необходим для создания подъемной силы, способной оторвать самолет от земли. После получения разрешения на взлет двигатели выводятся на взлетный режим, плавно отпускаются тормоза колес и самолет начинает движение.
Отрыв – отделение самолета от земли. При отрыве подъемная сила крыла становится несколько больше силы веса и самолет начинает двигаться криволинейно.
Выдерживание – разгон самолета над землей до скорости, достаточной для обеспечения нормальной устойчивости. Для этого пилот постепенно отклоняет штурвал от себя, уменьшая угол атаки, а следовательно, и коэффициент подъемной силы крыла. При этом происходит увеличение скорости.
Набор высоты – ускоренное прямолинейное движение самолета вверх по наклонной к горизонту траектории
Управляемость самолета. Факторы, влияющие на характеристики управляемости.
Основными факторами, влияющими на продольную управляемость самолета, являются: центровка самолета, скорость и высота полета, площадь руля, длина хвостовой части фюзеляжа. При уменьшении центровки возрастает продольная устойчивость, а продольная управляемость уменьшается. При слишком передней центровке сильно уменьшается степень управляемости, что вызывает уменьшение эффективности руля высоты и приводит к росту усилий на штурвале. «Запас» руля высоты уменьшается и его может «не хватить» для получения угла атаки. При слишком задней центровке устойчивость самолета уменьшается, а степень управляемости возрастает и чрезмерно
повышается эффективность руля высоты. Самолет становится «строгим» в управлении. С ростом скорости полета повышается эффективность руля высоты из-за возрастания скоростного напора. и поэтому увеличивается управляемость. С увеличением высоты полета уменьшается эффективность руля высоты из-за уменьшения плотности воздуха, потребные углы отклонения руля высоты увеличиваются, т.е. уменьшается управляемость. Увеличение площади руля высоты повышает его эффективность при отклонении на одни и тот же угол, т. е. Увеличивает управляемость, но одновременно вызывает рост усилий на штурвале. При увеличении длины хвостовой части фюзеляжа фокус самолета перемещается назад, т .е. увеличивается продольная устойчивость самолета, а управляемость уменьшается.
Билет №4
1.Центровка самолета. Дать определение предельно- передней и предельно задней центровок.
Центровка самолета – расположение ЦТ ВС на САХ отсчитанной от носка и выраженной в %.
ц.м. = 100% ,где ц.м – центровка самолета, xц.м – координата центра масс относительно передней кромки САХ, b – длина САХ
Центровка оказывает большое влияние на летные свойства самолета. При уменьшении центровки возникает стремление самолета к уменьшению углов атаки, увеличивается устойчивость, уменьшается управляемость. При увеличении центровки возникает склонность самолета к увеличению угла атаки и потере скорости, уменьшается устойчивость, увеличивается управляемость.
На современных самолетах ЦТ располагается ≈ 13% до 35%
Предел предельно передней центровки устанавливается из условий хорошей управляемости, при достаточной устойчивости на взлете.
Предел предельно задней центровки устанавливается из условий хорошей устойчивости, при достаточной управляемости на посадке.