График силового баланса
Построение графика силового баланса начинается с определения всех сил, действующих на автомобиль, записанных в виде уравнения тягового баланса
, (1.9)
где - сила тяги или окружная сила на ведущих колесах, Н;
- сила сопротивления качению, Н;
- сила сопротивления подъему, Н;
- сила сопротивления воздуха, Н;
- сила сопротивления разгону, Н;
Полная окружная сила Pk на ведущих колёсах определяется по формуле:
, (1.10)
где: Ме’ – текущее значение крутящего момента двигателя, соответствующее угловой скорости ωе и рассматриваемой скорости движения автомобиля, умноженное на коэффициент коррекции К , учитывающий реальные условия эксплуатации (для легковых автомобилей принимают 0,9; для грузовых двухосных - 0,88; для многоосных – 0,85; для автобусов – 0,83), Нм ;
Текущее значение крутящего момента двигателя Ме’ определяется по формуле:
Ме’ = Ме ·Кр , (1.11)
итр – передаточное отношение трансмиссии. Определяется по формуле:
итр = икп ·игп .идп, (1.12)
где икп – передаточное отношение КПП (для каждой передачи, из исходных данных);
игп – передаточное отношение главной передачи (из исходных данных).
ηтр – КПД трансмиссии. Определяется по формуле:
hтр = 0,98 k ×0,97 l ×0,99 m , (1.13)
где k* – число пар цилиндрических шестерён, передающих энергию на данной передаче;
l *– число пар конических и гипоидных шестерён;
m* – число карданных шарниров.
rk – радиус качения колеса, м. Определяется по формуле:
r = 0,5d + В , (1.14)
где:
d** – диаметр обода, м;
В** – номинальная ширина профиля, м;
** - Н/В – коэффициент тангенциальной жесткости шин, показывающий отношениевысоты профиля шины Н к ширине В;
- коэффициент вертикальной деформации шины, принимается 0,95-0,97.
Для отечественных шин r можно определить по таблицам на стр.644-659 .
* - знаачения k, l, m определяются студентом, самостоятельно, исходя из конструкции трансмиссии, заданного автомобиля и согласовываются с преподавателем;
** - значения d, В, определяются, из маркировки шин (исходные данные), в соответствии с указаниями стр. 636-643 .
Скорость движения автомобиля при частоте вращения коленчатого вала we и соответствующей передаче определяется по формуле:
Va = ωe ·rk /итр , (1.15)
Сила сопротивления дороги равна, Н:
Рψ = Рf +Pi ; (1.16)
Рf = f ·Ga ·cos , (1.17)
где: f – коэффициент сопротивления качения;
Gа - вес автомобиля, Н;
– угол уклона дороги, град.
Рi = Ga ·sin ; (1.18)
С учетом того, что ·sin tq = i – характеристика подъема:
Рψ = Ga ·(f + i) ≈ Ga · ψ. (1.19)
где: ψ – коэффициент суммарного дорожного сопротивления;
Значения Рψ рассчитываются для горизонтального дороги с асфальтобетонным покрытием, следовательно ψ = f.
Величина коэффициента сопротивления качения для малой скорости, до 50 км/ч, принимается равной fo = 0,015.
Для скоростей движения, больших 50 км/ч, коэффициент сопротивления качения определяется по формуле:
f = fo ·[1+(0,020·Va) 2 ], (1.20)
где Va – скорость автомобиля, м/с.
Сила сопротивления воздуха РВ определяется по формуле:
РВ = kВ ·F ·Va2, (1.21)
где kВ – коэффициент сопротивления воздуха, Н·с2 ·м -4;
F – площадь лобового сопротивления, м 2;
Va – скорость автомобиля, м/с.
Коэффициент сопротивления воздуха принимается равным:
- для легковых автомобилей kВ = 0,17- 0,3 Н·с2 ·м -4
- для автобусов kВ = 0,25- 0,4 Н·с2 ·м -4
- для грузовых автомобилей kВ = 0,5- 0,7 Н·с2 ·м -4
- для автопоездов kВ = 0,55- 0,9 Н·с2 ·м -4
Площадь лобового сопротивления приближенно может быть определена по выражению:
F = ·Вг ·Нг , (1.22)
где: – коэффициент заполнения площади (для легковых автомобилей = 0,78-0,8; для грузовых = 0,75-0,9);
Вг и Нг - габаритная ширина и высота автомобиля соответственно, м.
Сила сопротивления разгону автомобиля Р - это сила его инерции:
Р = m dv/dt, (1.23)
где: - коэффициент учета вращающихся масс. Приближенно определяется по эмпирической формуле:
= + uкп + 1 (1.24)
где: uкп – передаточное число коробки перемены передач на каждой передаче (из исходных данных);
Для одиночных автомобилей принимают: = 0,03 - 0,05; = 0,04 - 0,06.
m - масса автомобиля, кг;
dv/dt – ускорение автомобиля, м/с .
Сила сопротивления разгону рассчитывается из уравнения силового баланса или определяется графически из тяговой характеристики.
Результаты расчёта параметров для построения графиков тяговой характеристики приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты расчета*
Параметры | Размерность | Значения параметров | ||||||
1/с | ||||||||
Нм | ||||||||
1-я | м/с | |||||||
Н | ||||||||
2-я | м/с | |||||||
Н | ||||||||
3-я | м/с | |||||||
Н | ||||||||
Н | ||||||||
4-я (прямая) | м/с | |||||||
Н | ||||||||
- | ||||||||
Н | ||||||||
Н | ||||||||
Н |
На рис. 2 приведен пример тяговой характеристики автомобиля.
Рис. 2 – Тяговая характеристика автомобиля.
____________
* Если Ваш автомобиль имеет пять и более передач, то и для них проводятся аналогичные расчеты. Для автомобилей имеющих демультипликатор (автомобили повышенной проходимости) дополнительно необходимо посчитать показатели тягово-скоростных свойств на первой пониженной и первой повышенной передачах.
Дополнительное задание:
По графику силового баланса определить:
- диапазон скоростей на каждой передаче
- максимальную скорость;
- максимальную силу сопротивления разгону на высшей передаче.
- рассчитать путь выбега АТС со скорости 50 км/ч при коэффициенте сопротивления качению 0,015 и силе сопротивления воздуха при скорости 50 км/час.
1.1.3 Мощностной баланс автомобиля
Для получения графического изображения мощностного баланса автомобиля, воспользуемся следующим уравнением:
(1.25)
или
Nk = Nf +Ni +NB +Nи , (1.26)
где Nk – мощность, подводимая к ведущим колёсам, кВт;
Nf – мощность, затрачиваемая на сопротивление качению, кВт;
Ni – мощность, сопротивлению подъёму, кВт;
NB – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт;
Nи – мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля, кВт.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 4
Таблица 4 - Результаты расчета
Параметры | Размерность | Значения параметров | ||||||
1-я низшая | м/с | |||||||
кВт | ||||||||
2-я низшая | м/с | |||||||
кВт | ||||||||
1-я | м/с | |||||||
кВт | ||||||||
2-я | м/с | |||||||
кВт | ||||||||
3-я | м/с | |||||||
кВт | ||||||||
4-я | м/с | |||||||
кВт | ||||||||
5-я | м/с | |||||||
кВт | ||||||||
кВт | ||||||||
кВт | ||||||||
кВт |
На основании данных таблицы 4 стоим график мощностного баланса автомобиля.
На графике (рис. 3) изображена зависимость мощности, подводимой к ведущим колёсам, а также суммарной мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления дороги и воздуха, от скорости движения на различных передачах.
Разность этих двух мощностей даёт мощность, которую можно реализовать для разгона автомобиля.
Рис. 3 –График мощностного баланса автомобиля
Дополнительное задание:
По графику мощностного баланса определить максимальный запас мощности.