Индивидуальный пусковой подогреватель и др.)
Для пуска двигателя эта группа способов применяется при длительном хранении автомобиля, в том числе и в межсменное время.
При этом тепло от внешнего стационарного источника, размещенного на территории предприятия, может быть использовано в режиме группового подогрева двигателя или его разогрева.
Степень подогрева (разогрева) двигателя оценивают по температуре охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения блока цилиндров. Учитывая, что при длительном подогреве разница в температурах рубашки охлаждения и наиболее холодных частей двигателя (подшипников коленчатого вала) меньше, чем при разогреве, температура в головке цилиндров должна быть при подогреве 40—60 оС, а при разогреве 80—90 °С.
Разогрев горячей водой заключается в том, что горячая вода непосредственно от водогрейного котла по трубам при помощи насосов подается через гибкий шланг в систему охлаждения двигателя. Отвод воды осуществляется через сливной кран по отводным шлангам в котел. Таким образом, устанавливается циркуляция горячей воды по замкнутому контуру двигателя. При этом давление воды должно быть не менее 30—35 кПа, а температура — не более 90 оС
Наиболее простым методом разогрева двигателя является пролив системы охлаждения горячей водой с температурой +85—90 оС при открытых сливных краниках двигателя.
Для обеспечения пуска двигателя при температуре воздуха выше —10 оС достаточно объема горячей воды, равного вместимости системы охлаждения; при температуре от —10 до —20 оС необходимо 1,5—2 таких объема воды; при более низких температурах — не менее 2,5—3 объемов.
Разогрев и подогрев двигателей паром применяется при наличии пара в автотранспортных предприятиях. Используют один из двух способов: без возврата конденсата и с его возвратом. В первом случае пар от котла направляется к подогреваемому двигателю и вводится в его систему охлаждения через горловину радиатора в системе охлаждения пар отдает тепло и конденсат стекает на площадку.
Основным преимуществом данного способа является простота и высокая интенсивность процесса. К числу его недостатков следует отнести: возможность образования трещин блока вследствие местных перегревов (при охлаждении 1 кг пара на 1 оС выделяется 2260 кдж, а воды — 4,2 кдж) необходимость постоянного питания котлов свежей водой взамен безвозвратно потерянного конденсата и, следовательно, усиленное отложение накипи в котлах; образование стекающим на площадку конденсатом наледей, затрудняющих подход к автомобилю, что требует систематической уборки площадки и может привести к травмам.
Применение обогрева с возвратом конденсата приводит к усложнению оборудования пароподогрева за счет строительства возвратного трубопровода. Интенсивность обогрева двигателей меньше, так как не весь пар конденсируется в системе охлаждения (рис. 4).
Другое устройство подогрева горячей водой или паром (рис. 5), имеет шкаф 4, в котором располагаются присоединительные вентили теплотрассы 2 конденсатопровода З.
Рис. 4. Схема оборудования площадки подогрева двигателей паром: а — выход пара к подогреваемым автомобилям; б — выход горячей воды к подогреваемым двигателям; в — возврат конденсата из подогреваемых двигателей; г — вход холодной воды: д — слив воды в канализацию; 1 —- паровые котлы; 2— бак для подогрева воды; З — раковина; 4 — конденсационный горшок; 5 и 8 — баки для
воды; 6 — паровой насос; 7— центробежный насос; 9 — ручной насос
Рис. 5. Схема устройства подогрева двигателей горячей водой или паром: 1 — вентили; 2 — теплотрасса; З - конденсатопровод; 4 – шкаф; 5 - шланг пароотводной трубки; 6— нагнетательный трубопровод; 7 - обратный клапан; 8— инжектор; 9 — маховичок регулировочной иглы инжектора; 10 — трубопровод;
11 — шланг теплотрассы
Система охлаждения автомобиля через стояки с вентилями 1 и дюритовые шланги 5 и 11 с ниппельными гайками на концах подсоединяется к теплотрассе 2 и конденсатопроводу З. Давление воды или пара в теплотрассе от 0,03 до 0,15 МПа. Вращая маховичок 9 регулировочной иглы инжектора, устанавливают интенсивность подогрева двигателя. К моменту выхода автомобиля на линию температуру в системе охлаждения доводят до 80 °С. Расход пара при этом составляет 4—6 кг на один разогрев, время разогрева 15—30 мин.
Разогрев и подогрев двигателя горячим воздухом широко применяют на открытых площадках. для этого площадки безгаражного хранения оборудуют установками состоящими из узлов подогрева, подачи и распределения воздуха. Узел подогрева воздуха компонуется из электрических калориферов, огневых подогревателей. Калориферная установка состоит из воздушного, паровоздушного или электрического теплообменника (или группы теплообменников) и вентиляторов (рис. 6). Для водо-воздушных калориферов горячую воду получают от местной котельной или теплоцентрали, пар для паро-воздушньтх калориферов — от котельной, отопительной или паросиловой сети.
Горячий воздух от калориферов 2 подается к автомобилям с помощью воздуховодов З.
Рис. 6. Схема воздухообогрева автомобилей: 1 - калориферная установка; II - площадка для хранения автомобилей; 1 - вентилятор; 2 - калорифер; З — воздуховод; 4 - узел подачи воздуха к автомобилю
Основу теплообменников составляют проволочные электронагреватели которые представляют собой бетонные, кирпичные или деревянные каналы, обитые жестью, или металлические трубопроводы, располагаемые под землей, на земле м над землей (рис. 7).
Наземные и надземные воздуховоды утепляют слоем шлаковаты.
Рис. 7. Типы воздуховодов и их поперечные сечения: а, б и в — подземные; г и д — наземные; е — надземный
Подача воздуха производится от воздуховода к радиатору снизу в подкапотное пространство или через струйные коробки — рамки.
Сама рамка устанавливается в нижней части подкапотного пространства, где равномерно распределяется горячий воздух по длине двигателя.