Системы и механизмы двигателя
Автомобильный поршневой двигатель представляет собой комплекс механизмов и систем, служащих для преобразования тепловой энергии сгорающего в его цилиндрах топлива в механическую работу.
В четырехцилиндровом карбюраторном двигателе ВАЗ-2108 (рис. 1.3) цилиндры располагаются в один ряд. Внутри цилиндров находятся поршни, которые соединены через шатуны с коленчатым валом. Распределительный вал приводится в действие зубчатым ремнем от коленчатого вала. Топливовоздушная смесь поступает в цилиндры двигателя из карбюратора по впускным трубопроводам (на рисунке не показаны) через впускные клапаны. Отработавшие газы выходят через выпускные клапаны.
В восьмицилиндровом дизеле ЗИЛ-645 (рис. 1.4 и 1.5) цилиндры располагаются в два ряда. В цилиндрах находятся поршни, связанные с коленчатым валом шатунами. Впуск свежего заряда в цилиндры двигателя и выпуск отработавших газов осуществляется через соответственно
Рис. 1.3. Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель ВАЗ-2108 (продольный разрез): Z — приемник масляного насоса; 2 — масляный насос; 3 — жидкостной насос; 4, 5 — впускной и выпускной клапаны соответственно; 6 — зубчатый ремень привода распределительного вала и жидкостного насоса; 7 — головка блока цилиндра; 8 — крышка головки блока цилиндров; 9 — распределительный вал; 10 — маслоотделитель системы вентиляции картера; 11 — топливный насос; 12 — датчик-распределитель зажигания; 13 — отводящий патрубок рубашки охлаждения; 14 — поршень; 15 — цилиндр; 16— шатун; 17 — блок цилиндров; 18 — маховик; 19 — коленчатый вал; 20 — крышка коренного подшипника; 21 — масляный картер |
8 9 |
Рис. 1.4. Поперечный разрез дизеля ЗИЛ-645 автомобиля ЗИЛ-433100: 1 — пробка маслоза-ливного патрубка; 2 — форсунка; 3 — топливопровод высокого давления; 4 — впускной воздухопровод; 5 — штанга; 6 — крышка клапанов; 7 — впускной клапан; 8 — головка блока цилиндров; 9 — выпускной газопровод; 10 — поршень; 11 — компрессионное кольцо; 12 — блок-картер; 13 — маслосъемное кольцо; 14 — резиновое уплотнение; 15 — шатун; 16 — болт-стяжка; 17 — коленчатый вал; 18 — фильтр тонкой очистки масла; 19 — гильза цилиндра; 20 — пружина клапана; 21 — выпускной клапан; 22 — коромысло
впускные и выпускные клапаны, которые приводятся в действие от распределительного вала. Впрыск топлива в цилиндр осуществляется через форсунку. Вокруг цилиндров имеется рубашка охлаждения, т. е. полости для охлаждающей жидкости. Смазочная система двигателя включает в себя насос и фильтры очистки масла. В систему питания двигателя входит топливный насос высокого давления, который подает топливо к форсункам.
19 |
Рис. 1.5. Продольный разрез дизеля ЗИЛ-645 автомобиля ЗИЛ-433100: 1 — муфта отключения вентилятора; 2 — шкив насоса системы охлаждения; 3 — ремень привода компрессора; 4 — патрубок системы охлаждения; 5 — зубчатое колесо привода топливного насоса высокого давления; 6 — муфта; 7 — топливный насос высокого давления; 8 — топливоподкачивающий насос; 9 — ручной топливоподкачивающий насос; 10 — распределительный вал; 11 — маховик; 12 — уплотнительная манжета; 13 — вкладыши коренного подшипника; 14 — шайба упорного подшипника; 15 — форсунка; 16— поддон; 17 — маслоприемник; 18 — пробка сливного отверстия; 19 — насос смазочной системы; 20 — вкладыши шатунного подшипника; 21 — уплотнительная манжета; 22 — демпфер шкива коленчатого вала; 23 — ремень привода насоса рулевого гидроусилителя; 24 — шкив коленчатого вала; 25 — натяжной шкив; 26 — насос системы охлаждения; 27 — вентилятор