Оценка качества дороги по линейному графику
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги.
Исходные данные:
Категория дороги – III;
Протяженность а/дороги – 2000м.;
Примыкающие дороги: ПК9+00 слева;
Пересечение: ПК15+00
Интенсивность движения: 2630, 2400, 2800 авт/сут.
Грузовые автомобили составляют 40%, 30%, 30% от общего состава транспортного потока.
Составление линейного графика оценки ТЭС дороги
1. Вычерчиваем сетку линейного графика, обозначаем границы влияния оцениваемых элементов дорог и вносим фактические данные в соответствующие графы.
2. Оценку в баллах и показатель ρср, учитывающий состояние покрытия и прочность дорожной одежды (для усовершенствованного облегченного типа дорожной одежды устанавливаем в зависимости от дефекта (по табл 8. прил.1. [1]).
ПК0 – ПК9+00 – продольные боковые трещины;
ПК9+00 – ПК20+00 – поперечные редкие трещины на расстоянии 5-8м.
Оценка в баллах: 1 участок: Б = 3,5
2 участок: Б = 3,8 – 4,0
Показатель ρ: 1 участок: ρср = 0,9
2 участок: ρср = 0,78 – 0,80
3. Фактические модули упругости определяем по формуле:
Еф = Еобщ*Кпр
Где Еобщ – общий расчетный модуль упругости, устанавливаемый для суммарного расчетного количества приложений нагрузки с момента строительства дорожной одежды до момента испытаний, (100МПа);
Кпр – величина коэффициента прочности (по табл. 5.[1])
1 участок: Б = 3,5 => Кпр = 0,85
2 участок: Б = 3,9 => Кпр = 0,89
Еф = 100*0,85 = 85,0 мПа
Еф = 100*0,89 = 89 мПа
Значения Еф вносим в соответствующие графы линейного графика.
4. По ровности покрытия в поперечном направлении (колейности), выделяем три участка:
ПК0+00 – ПК5+00,
ПК5+00 – ПК13+00,
ПК13+00 – ПК20+00
Колейность равна соответственно: 45, 40, 60мм.
Определение частных коэффициентов обеспеченности
Расчетной скорости
1) Крс1 – коэффициент, учитывающий влияние ширины укреплённой полосы.
Определяем используемую для движения ширину укрепленной полосы В1ф:
В1ф = (Впр.ч. + 2 ∙ bу)*Ку
где Впр.ч. - проектная ширина проезжей части, 7,0м;
bу - ширина краевой укреплённой полосы, 0,5м;
Ку - коэффициент, учитывающий влияние вида и ширины укрепления на фактически используемую ширину укрепленной поверхности (табл. 2 [1]).
Ку = 0,96 – для дорог III категории, с укреплением обочин щебнем и гравийно-песчаной смесью.
Ку = 0,93 – для дорог III категории, без укрепления.
В1ф = (7 + 2 ∙ 0,5)*0,96 = 7,68м.
В1ф = (7 + 2 ∙ 0,5)*0,93 = 7,44м.
По табл. 1 прил 1 [1] определяем Крс1:
В1ф = 7,68м
При интенсивности N = 2630 авт/сут. Крс1 = 1,10
При интенсивности N = 2400 авт/сут. Крс1 = 1,10
При интенсивности N = 2800 авт/сут. Крс1 = 1,10
В1ф = 7,44м
При интенсивности N = 2630 авт/сут. Крс1 = 1,03
При интенсивности N = 2400 авт/сут. Крс1 = 1,03
При интенсивности N = 2800 авт/сут. Крс1 = 1,03
Крс1средн. = 1,065
Крс1средн. = 1,065
Крс1средн. = 1,065
Значение Крс1 вносим в графу линейного графика.
2) Влияние ширины и типа укрепления обочин на скорость автомобиля Крс2.
Крс2 определяем по табл.2.прил.1[1]
Ширина обочины 2,5 м, без укрепления - Крс2 = 0,80
Ширина обочины 2,2 м, укрепление щебнем - Крс2 = 0,92
Ширина обочины 2,3 м, укрепление щебнем - Крс2 = 0,97
Ширина обочины 2,1м, без укрепления - Крс2 = 0,71
Ширина обочины 2,6 м, без укрепления - Крс2 = 0,82
Ширина обочины 2,4 м, укрепление гравием - Крс2 = 0,98
Значение Крс2 вносим в графу линейного графика.
3) Влияние интенсивности и состава движения на скорость Крс3.
Крс3 = Крс1 - ∆Крс
где ∆Крс – снижение коэффициента обеспеченности расчетной скорости в зависимости от интенсивности N и состава движения β (определяем по табл.3. прил 1. [1])
При N = 2630 авт/сут, β = 0,4, ∆Крс = 0,045
При N = 2400 авт/сут, β = 0,3, ∆Крс = 0,04
При N = 2800 авт/сут, β = 0,3, ∆Крс = 0,049
Тогда Крс будет равен:
При Крс1 = 1,10 Крс3 = 1,10 - 0,045 = 1,055
Крс3 = 1,10 - 0,04 = 1,06
Крс3 = 1,10 - 0,049 = 1,051
При Крс1 = 1,03 Крс3 = 1,03 - 0,045 = 0,985
Крс3 = 1,03 - 0,04 = 0,99
Крс3 = 1,03 - 0,049 = 0,981
Значение Крс3 вносим в графу линейного графика.
4) Влияние продольных уклонов на обеспеченную скорость Крс4.
Крс4 устанавливаем по табл.4. прил. 1. [1] для мокрого загрязненного покрытия в расчетный весеннее - осенний период года.
На спуске с уклоном 20%, при видимости > 300м, Крс4 = 1,25
На спуске с уклоном 35%, при видимости 100м, Крс4 = 0,54
На спуске с уклоном 30%, при видимости 80м, Крс4 = 0,47
На подъеме с уклоном 40%, при видимости 130м, Крс4 = 0,95
На подъеме с уклоном 25%, при видимости 130м, Крс4 = 1,10
Значение Крс4 вносим в графу линейного графика.
5) Влияние кривых в плане на скорость автомобиля Крс5.
По табл.5. прил. 1. [1] устанавливаем значение Крс5 для мокрого загрязненного покрытия и вносим их в соответствующую графу линейного графика.
iв = - 20, R – 600, Крс5 = 0,74
iв = 0, R – 500, Крс5 = 0,73
iв = + 40, R – 600, Крс5 = 0,86
6) Влияние продольной ровности покрытия на обеспеченную скорость Крс6.
Крс6 определяем по табл.6. прил. 1 [1] по величине суммы неровности покрытия проезжей части для характерных участков .
ПК 0+00 – ПК10+00: ровность по толчкомеру – 200 см/км, - Крс6 = 0,57
ПК10+00 –ПК20+00: ровность по толчкомеру – 240 см/км, - Крс6 = 0,51
7) Влияние сцепных качеств на обеспеченную скорость Крс7.
Крс7 определяем для участков по табл. 7. Прил. 1 [1]
ПК 0+00 – ПК12+00: коэф. сцепления φ = 0,25, - Крс7 = 0,57
ПК12+00 – ПК20+00: коэф. сцепления φ = 0,30, - Крс7 = 0,69
8) Крс8 – коэффициент учитывающий состояние покрытия и прочность дорожной одежды.
Крс8 определяем для участков, где визуально установлены наличие трещин и проломов, и где Крс6 < КПн (КПн – комплексный нормативный показатель качества).
Согласно табл. 1 [1] для дороги III категории:
Нормативный КПн = 0,83
Предельно допустимый КПпр = 0,62.
Сравниваем Крс6 с нормативным КПн:
Крс6 = 0,57 < КПн = 0,83 (для участка ПК0+00 – ПК10+00)
Крс6 = 0,69 < КПн = 0,83 (для участка ПК10+00 – ПК20+00:
Следовательно, Крс8 определяем по ранее известным данным из прил.1. табл. 8 [1]
ПК0+00 – ПК 9+00:
балл состояния дорожной одежды Б = 3,5
средневзвешенный показатель ρср = 0,9
ПК9+00 – ПК20+00:
балл состояния дорожной одежды Б = 3,9
средневзвешенный показатель ρср = 0,79.
Крс8 находим по формуле:
Крс8 = ρср * КПн
ПК0+00 – ПК 9+00: Крс8 = ρср * КПн = 0,9*0,83 = 0,747
ПК9+00 – ПК20+00: Крс8 = Рср * Кпн = 0,79*0,83 = 0,656
9) Крс9 – коэффициент, учитывающий ровность покрытия в поперечном направлении.
Крс9 определяем по табл. 9, прил. 1 [1]
При колейности 45мм, Крс9 = 0,58
При колейности 40мм, Крс9 = 0,61
При колейности 60мм, Крс9 = 0,54
Составление линейного графика ТЭС (транспортно-эксплуатационного состояния) дороги заканчиваем обозначением границ итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости Крситог = Крсimin .
Изменение комплексного показателя КП на всей дороге представляем в виде эпюры.
Нормативные и предельно допустимые показатели качества
(КПн = 0,83, и КПпр= 0,62) изображаем на том же графике в виде прямых линий.
Оценка качества дороги по линейному графику.
Определение комплексного показателя качества дороги КПд.
где Крсiитог - итоговый коэффициент обеспеченности расчетной скорости на каждом участке;
li - длина участка с итоговым значением коэффициента Крсi, км.
Крсiитог | 0,57 | 0,54 | 0,47 | 0,51 |
li, м |
Значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния оцениваемой дороги ниже предельно допустимого:
КПд = 0,52 < КПпр = 0,62
Заключение
Оцениваемая автомобильная дорога III категории не удовлетворяет нормативным требованиям по техническому уровню и по эксплуатационному состоянию, и требует немедленной реконструкции.