Тракторные коробки передач с переключением при остановке
Рассмотрим для примера девятиступенчатую коробку передач с продольным расположением валов (рис. 85). Она состоит из корпуса 1, первичного 4, промежуточного 3, вторичного 15 валов и вала заднего хода, механизма переключения передач и шестерен. Корпус коробки передач отлит из чугуна отдельно от корпуса заднего моста. Первичный и вторичный валы расположены соосно.
Вторичный вал вращается в роликовых конических подшипниках, а остальные валы — в шариковых; Задний подшипник вторичного вала размещен в стакане, который установлен в задней стенке корпуса коробки передач. Под фланец стакана установлены регулировочные прокладки 14, с помощью которых регулируют осевой зазор в конических подшипниках. Вторичный вал 15 изготовлен заодно с ведомой шестерней первой ступени редуктора. Внутренние зубья этой шестерни предназначены для включения прямой (IX) передачи. На шлицах вторичного вала неподвижно укреплены ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая коническая шестерня главной передачи. Подбирая толщину шайбы 16, установленной под конической шестерней, обеспечивают определенное положение конической шестерни относительно задней плоскости корпуса коробки передач. В торце вторичного вала расточено углубление, в которое запрессован подшипник, являющийся задней опорой первичного вала.
Промежуточный вал изготовлен пустотелым. Внутри него проходит вал 2 независимого привода ВОМ. На шлицы промежуточного вала надет ряд шестерен. Первые четыре шестерни (по ходу трактора) жестко закреплены на валу стопорным кольцом. Пятая и шестая шестерни 19 свободно вращаются на ступице четвертой шестерни. Седьмая и восьмая шестерни выполнены в виде передвижной каретки 18 редуктора и могут свободно передвигаться по шлицам вала. Двигаясь вперед, каретка включает I ступень редуктора, а при движений назад—II ступень. I ступень обеспечивает I, III, IV и V передачи переднего хода и I передачу заднего хода, остальные передачи осуществляются с помощью П ступени. Во II ступени редуктора используется шестерня 17 с внутренними и наружными зубьями, а на ее торце, выступающем из коробки, предусмотрены зубья для синхронного привода ВОМ. Внутри шестерни находится игольчатый подшипник — задняя опора промежуточного вала. Шестерня опирается на два шариковых подшипника, заключенных в стакане, который установлен в расточенное отверстие задней стенки корпуса коробки передач.
На шлицы первичного вала надеты две передвижные каретки ведущих шестерен. Движением передней каретки 5 вперед включают V или VIII передачи (в зависимости от включенной ступени редуктора), а движением назад—IV и VII передачи.
Задняя каретка 6 может находиться в трех рабочих положениях. В переднем положении она включает III или VI передачи, в заднем положении—IX (прямую) передачу.
Механизм переключения передач состоит из рычага 13 переключения, ползунов 8 с вилками, замковых пластин и фиксаторов. Каждая вилка переключения перемещает одну каретку. Вилка каретки редуктора соединена с ползуном, валиком и поводком, а остальные вилки приварены к своим ползунам.
Замковые пластины 9 не позволяют рычагу переключения передвигать одновременно два ползуна, т. е. включать сразу две передачи. Шариковые фиксаторы 11 удерживают ползуны и каретки от произвольного перемещения.
На тракторах последних выпусков введена система блокировки запуска пускового двигателя или электростартера с рычагом переключения коробки передач. Эта система позволяет осуществить запуск пускового двигателя только при нейтральном положении рычага коробки передач трактора. С этой целью в крышке коробки установлены втулка с включателем и подвижная рамка. Сущность блокировки заключается в том, что при перемещении рычага из нейтрального положения рамка под действием рычага нажимает на включатель, который замыкает первичную обмотку магнето на «массу». Чтобы запустить пусковой двигатель, необходимо установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Подобным образом предотвращается и запуск дизеля электростартером.
В среднем положении каретка 6 передает вращение валу 11 заднего хода (рис. 86), расположенному с левой стороны корпуса, с помощью надетой на него шестерни 10. На его шлицах крепится передвижная каретка 12. Движением назад она включает I или II передачу переднего хода, а движением вперед — передачи заднего хода.
Промежуточная шестерня 13 заднего хода вращается на неподвижной оси и
находится в постоянном зацеплении с малым венцом передней шестерни, установленной на шлицах промежуточного вала 8. Кроме основного редуктора в рассматриваемой коробке передач устанавливают понижающий редуктор, а по заявке заказчика — ходоуменыпитель.
Понижающий редуктор размещен перед коробкой передач в корпусе сцепления. Он позволяет понижать частоту вращения каждой передачи в 1,3 раза. В него входят ведущая 1 и ведомая 4 шестерни с зубчатыми венцами, соединительная муфта 3 и блок 14 промежуточных шестерен. Включают редуктор передвижением соединительной муфты вперед. Таким образом, при использовании понижающего редуктора число передач коробки удваивается.
Ходоуменьшитель 15 смонтирован в отдельном корпусе и может быть установлен на место левой крышки коробки передач. Он представляет собой планетарный редуктор. Ходоуменьшителем пользуются только для понижения I и II передач передних и задних ходов. Поэтому для привода ходоуменыпителя используют вал 11 заднего хода. При включении ходоуменьшителя шестерню 9 перемещают назад. В этом случае она является ведущей шестерней ходоуменьшителя, а шестерня 10—ведомой. Во избежание несчастных случаев необходимо помнить, что при работе с ходоуменьшителем при включении передач переднего хода трактор движется назад, а при включении заднего хода—вперед.
При необходимости вместо ходоуменьшителя с левой стороны коробки передач устанавливают привод бокового вала 16 отбора мощности. На тракторах с передними ведущими колесами на место правой крышки коробки передач устанавливают раздаточную коробку. Ведущей шестерней раздаточной коробки служит шестерня 7.
На некоторых тракторах ходоуменьшитель собирают в отдельном корпусе, который прикрепляют к передней стенке коробки передач. Ходоуменьшитель включают только на основных пониженных передачах специально для низких скоростей, а не для получения больших тяговых усилий, так как это может вызвать поломки механизмов трансмиссии трактора.