Неисправности коробок передач
В коробках передач возникают следующие неисправности: течь масла, большой шум, перегрев, затруднённое переключение передач, самопроизвольное и одновременное включение двух передач.
Течь масла устраняют подтягиванием крепежных болтов и гаек. При необходимости заменяют прокладки в соединениях корпусов или крышки с корпусом. Стуки в коробке передач появляются при износе шестерен и подшипников. На торцах зубья шестерен могут быть забиты вследствие неправильного включения передач. Изношенные шестерни и подшипники следует заменить. Перегрев коробки передач возможен из-за низкого уровня масла в корпусе. Необходимо долить масло до уровня контрольного отверстия или середины мерного стекла. Если масло жидкое, то оно сильно нагревается от сопряженных деталей, поскольку в них масло не удерживается. Жидкое масло следует сменить маслом необходимой по сезону вязкости.
Затрудненное переключение передач может быть из-за износа и забоин на шлицах валов и в зубьях шестерен. В этом случае надо зачистить забоины шлицев валов, а изношенные детали заменить.
Затрудненное переключение шестерен возможно при нарушении регулировки блокирующего устройства коробки передач.
Блокирующее устройство регулируют следующим образом. Отсоединяют тягу, соединяющую рычаг валика блокирующего устройства с педалью сцепления. Валик блокировки устанавливают углублениями вниз (при этом ползуны свободно передвигаются). Затем выжимают педаль сцепления до отказа и, отрегулировав длину тяги, соединяют педаль с рычагом валика блокирующего устройства.
Самопроизвольное выключение передач возможно вследствие неравномерного износа зубьев шестерен, неполного их зацепления и износа фиксирующего устройства. Неисправные детали следует заменить.
Две передачи включаются одновременно в результате износа шариков или стержня замков, а также поломки кулисы. Неисправные детали заменяют.
Для повышения срока службы коробки передач необходимо правильно ею пользоваться. Включать и выключать передачи у тракторов с переключением при остановке можно только при полностью выключенном сцеплении, пониженной частоте вращения коленчатого вала и остановленном тракторе. Если включение передач затруднено вследствие совпадения торцов зубьев сцепляемых шестерен, следует повторным включением сцепления провернуть ведущую шестерню при нейтральном положении рычага переключения передач, после чего включить передачу. Рычаг переключения передач надо перемещать плавно, без рывков.
Контрольные вопросы. 1. Для чего служит коробка передач? 2. Что называется передаточным числом? 3. Для какой цели предназначена кулиса? 4. Какую роль выполняют фиксаторы в механизме переключения передач? 5. По каким признакам классифицируют коробки передач? 6. Каково назначение синхронизатора? 7. Покажите на рис. 85, как включается понижающий редуктор и ходоумеиьшитель. 8. Как работает гидроподжимная муфта? 9. Какие неисправности могут возникнуть в коробке передач?
Раздаточные коробки
Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента между передним мостом и мостами задней тележки, она может дополнительно увеличить крутящий момент при движении в трудных, дорожных условиях, а на автомобилях ГАЗ – 66, ЗиЛ-131 и КрАЗ - 255 позволяет, кроме того, включать и включить передний ведущий мост.
Раздаточная коробка с блокированным приводом на передний и задний мосты автомобиля (ГАЗ – 66) показана на рис. 7. Картер 3 раздаточной коробки прикреплен к поперечине рамы автомобиля. В гнездах картера на шарикоподшипниках установлены ведущий вал 2, вал 7 привода заднего моста, промежуточный вал 8, вал 10 привода переднего моста. Кроме того, опорой ведущего вала служит цилиндрический роликоподшипник, расположенный в гнезде вала 7 привода заднего моста, а опорой вала 7 — шарикоподшипник, размещенный в крышке 6. Шестерни раздаточной коробки имеют прямые зубья.
Рис. 7. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66 1-шестерня понижающей передачи; 2 –ведущий вал; 3 -картер; 4- шестерня переключения передач; 5 –шестерня с наружным и внутренним венцами; 6 -крышка; 7 –вал привода заднего моста; 8 –промежуточный вал; 9 –шестерня включения переднего моста; 10 –вал привода переднего моста; 11 –шестерня вала переднего моста; 12, 13 -углубления; 14, 17 - ползуны; 15, 16 –сухари замка; 18, 19 –увеличенные углубления; 20 -углубление.
Когда шестерня 4 перемещена в крайнее правое положение и ее зубья введены в зацепление с внутренним венцом шестерни 5, в раздаточной коробке включена вторая — прямая передача. Крутящий момент от вала 2 передается непосредственно на вал 7, а от него на задний ведущий мост автомобиля. Так как шестерня 9 занимает положение, показанное на рис. 1, крутящий момент на передний мост не передается.
Для включения переднего моста шестерню 9 перемещают вправо, вводя ее в зацепление с шестерней 11. При этом крутящий момент от ведущего вала 2 через шестерни 4, 5, 9, 11 передается на вал 10 привода переднего моста.
Первую — понижающую передачу включает перемещением шестерни 4 в крайнее левое положение, вводя ее в зацепление с шестерней 1. Крутящий момент от ведущего вала через шестерню 4 будет передаваться на шестерню 1, вал 8 и шестерню 9, а от последней — соответственно на шестерни 5 и 11 и на валы 7 и 10.
Механизм переключения передач раздаточной коробки имеет блокирующее устройство — замок, препятствующий включению первой передачи, когда выключен привод переднего моста, а также выключению этого привода при включенной первой передаче. Такой замок предохраняет механизмы привода колес заднего ведущего моста автомобиля от больших нагрузок, уменьшая вероятность их поломок. Замок имеет два сухаря 15 и 16, установленные в канале картера между ползунами 14 и 17. Под действием разжимной пружины сухари входят в углубления ползунов. На ползуне 14 переключения передач выполнено три углубления. В среднее углубление 12 сухарь 15 входит при нейтральном положении шестерни 4, в крайние 13 и 20 меньшей глубины — при включении соответственно прямой или понижающей передач. Между углублениями 12 и 13 на ползуне 14 сделана лыска. На ползуне 17 включения переднего моста выполнено два углубления: 18 (увеличенной глубины) для включения переднего моста, и 19 для выключения переднего моста. В положении ползунов, показанном на рис. 1 б, включены вторая — прямая передача и передний мост, а в положении, данном на рис. 7 в, — первая понижающая передача и передний мост. Выключить передний мост во втором случае невозможно, так как зазор между сухарями замка меньше углубления 18. При выключенном приводе переднего моста сухарь 15 из углубления 12 можно переместить только в углубление 13 по лыске на ползуне 14, имеющейся между этими углублениями.
Привод управления раздаточной коробкой имеет два рычага: рычаг, переключения передач, соединенный с ползуном 14, и рычаг включения переднего моста, связанный с ползуном 17. Включать передний мост можно без выключения сцепления, так как угловые скорости шестерен 9 и 11 практически одинаковы.