Динамическая характеристика автомобиля
Динамической характеристикой называют графическое изображение зависимости динамического фактора от скорости движения на различных передачах и полной нагрузке на двигатель.
Динамический фактор определяют из выражения:
(32)
или
(33)
где РТ – тяговая сила на колесах автомобиля;
y – коэффициент сопротивления дороги;
j – ускорение автомобиля;
g – ускорение свободного падения.
Так как РТ и Рв зависят от скорости V движения автомобиля, то величина D также зависит от V. Для построения графиков D(V) принимаем расчетные значения V и РТ из таблицы 3 на всех передачах. Величину Рв определяем для каждого значения скорости V по формуле (20) - Рв = 0,667×V2. Величину D рассчитываем по формуле (32) с учетом, что для «Москвич»-412 И Э Gа = 13734 Н.
Результаты расчета сводим в таблицу 10.
Таблица 10
Расчет динамического фактора (D)
Передача | V | м/с | 2,07 | 4,27 | 6,47 | 6,71 | 8,67 | 10,87 | 13,07 | 13,35 | 14,7 |
км/ч | 7,46 | 15,36 | 23,28 | 24,16 | 31,2 | 39,12 | 47,0 | 48,0 | 52,9 | ||
I | Pт, Н | ||||||||||
Pв, Н | 2,86 | 12,16 | 27,92 | 30,03 | 50,13 | 78,8 | 113,9 | 118,9 | 144,1 | ||
D | 0,31 | 0,33 | 0,34 | 0,34 | 0,33 | 0,31 | 0,27 | 0,265 | 0,23 | ||
II | V | м/с | 3,2 | 7,18 | 10,88 | 11,29 | 14,58 | 18,28 | 20,0 | 22,46 | 24,72 |
км/ч | 11,53 | 25,8 | 39,16 | 40,62 | 52,48 | 65,8 | 79,12 | 80,85 | 88,98 | ||
Pт, Н | |||||||||||
Pв, Н | 6,83 | 34,38 | 78,96 | 85,0 | 141,8 | 222,9 | 266,8 | 336,4 | 407,6 | ||
D | 0,20 | 0,216 | 0,218 | 0,218 | 0,21 | 0,19 | 0,164 | 0,155 | 0,130 | ||
III | V | м/с | 5,37 | 11,06 | 16,76 | 17,39 | 22,46 | 28,16 | 33,86 | 34,6 | 38,08 |
км/ч | 19,33 | 39,8 | 60,33 | 62,59 | 80,84 | 101,4 | 121,9 | 124,6 | 137,1 | ||
Pт, Н | |||||||||||
Pв, Н | 19,23 | 81,6 | 187,4 | 201,7 | 336,4 | 529,3 | 746,7 | 798,5 | 967,2 | ||
D | 0,116 | 0,121 | 0,116 | 0,116 | 0,104 | 0,08 | 0,05 | 0,046 | 0,022 | ||
IV | V | м/с | 7,16 | 14,74 | 22,34 | 23,18 | 29,94 | 37,54 | 45,14 | 46,13 | 50,77 |
км/ч | 25,77 | 53,08 | 80,44 | 83,45 | 107,8 | 135,2 | 162,5 | 166,1 | 182,8 | ||
Pт, Н | |||||||||||
Pв, Н | 34,19 | 144,9 | 332,9 | 358,4 | 597,9 | ||||||
D | 0,09 | 0,085 | 0,074 | 0,072 | 0,053 | 0,022 | -0,02 | -0,02 | -0,05 |
По результатам расчетов (таблица 10) строим графики D (V) на всех передачах (рисунок 5). На рисунке 5 также наносим графики f (V). Зависимость изменения коэффициента сопротивления качению f от скорости V находим по формуле (15) для значений скорости V 0; 30; 60; 90; 120; 180 км/ч (таблица 11).
Таблица 11
Изменения коэффициента сопротивления качению f от скорости V движения автомобиля (f0 = 0,012)
V, км/ч | |||||||
f | 0,012 | 0,012 | 0,012 | 0,012 | 0,0127 | 0,013 | 0,014 |
По динамической характеристике можно судить о тягово-скоростных свойствах автомобиля. При равномерном движении (j = 0) согласно формуле (33) D=y или D = f + i, т.е. ордината каждой точки графика D определяет величину коэффициента y сопротивления дороги.
Рисунок 5. Динамическая характеристика автомобиля «Москвич»-412 И Э
Максимальный динамический фактор на высшей передаче определяет диапазон дорожных сопротивлений, преодолеваемых автомобилем без перехода на низшие передачи.
Критическая скорость Vкр движения автомобиля соответствующая D определяет диапазон устойчивого движения автомобиля на высшей передаче с полной подачей топлива. Например, из таблицы 10 и рис. 5 следует, что для автомобиля «Москвич»-412 И Э при движении на II передаче D ≈ 0,218 при Vкр. ≈ 39 км/ч, т.е. максимальный коэффициент сопротивления дороги y = i + f = 0,218. При движении автомобиля со скоростью V > Vкр увеличение сопротивление дороги до ψ = 0,218 вызывает снижение скорости до V ≈ 39 км/ч сопровождающееся увеличением D. При V < Vкр сколь угодно малое сопротивление приводит к прогрессивному уменьшению D – двигатель глохнет.
Максимальный динамический фактор на I передаче (для «Москвич»-412 И Э D ≈ 0,34) определяет максимальное дорожное сопротивление, преодолеваемое автомобилем. Максимальная скорость на каждой передаче в заданных дорожных условиях определяется абсциссой точки пересечения графиков D(V) и ψ(V). Для «Москвич»-412 И Э при движении на IV передаче V ≈ 139 км/ч.
Из динамической характеристики всегда можно определить величину преодолеваемого подъема (в т.ч. и максимально возможного) в заданных дорожных условиях.
В соответствии с выражением D = y = f + i разница между ординатами графиков D (V) и f (V) i = D – f есть максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем.
Разгон автомобиля
В городском цикле время равномерного движения автомобиля составляет 15…20% всего времени движения, 30…45% занимает ускоренное движение и 30…40% - движение накатом и торможение.
Показателями динамичности автомобиля служат:
- величина максимального ускорения;
- время и путь разгона в определенном интервале скоростей.