Устройство рулевых приводов
Рулевой привод, являясь частью рулевого управления автомобиля, обеспечивает не только возможность поворота управляемых колес, но и допускает колебания колес при наезде ими на неровности дороги. При этом детали привода получают относительные перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях и на повороте передают усилия, поворачивающие колеса. Соединение деталей при любой схеме привода производят с помощью шарниров шаровых либо цилиндрических.
Устройство рулевого привода при зависимой подвеске колес автомобиля ЗИЛ-130. Основу привода (рис.128, а) составляет продольная тяга 2, соединенная шарнирно с сошкой 1 и верхним рычагом 3 поворотной цапфы, а также поперечная тяга 5, соединенная, в свою очередь, с нижними рычагами 4 поворотных цапф колес.
Рулевые тяги изготовлены из труб и имеют по концам наконечники, в которые установлены шаровые пальцы сошки и поворотных рычагов. Палец 6 закреплен в наконечнике продольной тяги (рис.128, б) сухарем 7, прижатым пружиной 8 с помощью резьбовой пробки 9. При завертывании пробки пружина сжимается и сильнее зажимает головку пальца, не допуская зазоров в сочленении из-за износа, а также смягчает толчки, передаваемые от колеса на рулевой механизм.
Несколько отличающуюся конструкцию имеют наконечники поперечной рулевой тяги автомобиля ГАЗ-53А (рис.128, в). Они навинчиваются на концы тяги с помощью резьбы левого и правого направлений, поэтому вращением тяги можно изменять ее длину при регулировке схождения. Палец 6 жестко закрепляют на конусной посадке гайкой в поворотном рычаге. Своей шаровой поверхностью палец прижимается через сухарь К наконечнику тяги. Усилие прижатия создает пружина 8, заложенная между пятой 9 и шайбой 10 на головке пальца и запертая стопорным кольцом 11. Этим достигается самоподжим сочленения по мере изнашивания шаровой поверхности пальца и сухаря.
Смазка шарнирных сочленений тяг производится через масленки, установленные в наконечниках. Некоторые конструкции Шарниров не имеют принудительной смазки через масленки, так как смазка в них закладывается при изготовлении на весь срок службы.
Устройство рулевого привода при независимой подвеске колес автомобиля ГАЗ-24. Основным отличием данной конструкции (рис.129, а) привода по сравнению с приводом, показанным на рис.128, является то, что поперечная тяга выполнена из трех частей: двух боковых тяг 4 и средней тяги 5, соединенных шарнирно. Средняя тяга непосредственно связана с сошкой 2 и имеет шарнирную опору на маятниковом рычаге 1, который по форме и размерам аналогичен сошке.
Средняя и боковые тяги имеют на концах шарниры, с помощью которых осуществляется подвижное соединение. Шарниры передают усилия при изменении углов между тягами и рычагами во время работы подвески и рулевого управления. Все шарниры самоподтягивающиеся, разборные и не требуют систематического пополнения смазки при эксплуатации,
Основной частью шарнира (рис.129, б) является шаровой палец 8, который запрессован в соответствующий рычаг и удерживается гайкой 7 Сферическая поверхность шарового пальца работает В корпусе 10 шарнира, запрессованного в головку тяги 14. Постоянное усилие поджатая пальца к корпусу создается через пяту 11 пружиной 12, которая запирается снаружи резьбовой пробкой 13 и стопорится шплинтом 15. Защита шарнира от попадания внутрь Пыли и влаги обеспечивается резиновым уплотнителем 9.
Все шарниры рулевого привода унифицированы по основным Деталям, но могут иметь и небольшие отличия. Например, при установке шарового пальца головкой вверх (рис.129, в) применяют резиновый уплотнитель другой формы, чем при нижней установке шарнира.
Конструкция шарниров допускает качание пальца на угол до 20° вдоль наконечника в обе стороны и поворот относительно оси Пальца. Зазоры в шарнире в результате изнашивания автоматически компенсируются поджатием пружины 12. Для повышения долговечности рабочие поверхности шарниров термически обработаны.
Раздел 16. Основные системы, приборы и устройства
Электрооборудования.