Форма крыла при виде спереди
8. Угол y между плоскостью хорд крыла и плоскостью, перпендикулярной к плоскости симметрии самолета и проходящей через бортовую хорду, характеризует поперечное "V" крыла (рис. 8.10).
Рис: 6.10. Формы крыльев при виде спереди
На рис. 8.10 показаны крылья с разными значениями поперечного V:
а)y = 0; б) y > 0; в) y<0 и г) с двойным углом поперечного V типа «чайка».
Значение и знак угла поперечного V крыла - y определяют поперечную устойчивость самолета.
Они выбираются из условия получения необходимого соотношения между поперечной и путевой устойчивостью, в зависимости от угла стреловидности, взаимного расположения крыла и фюзеляжа по высоте и параметров вертикального оперения.
Положительное V увеличивает поперечную устойчивость, отрицательное V — уменьшает.
При избыточной поперечной устойчивости самолет обладает колебательной неустойчивостью (рыскание и крен).
Недостаточная поперечная устойчивость определяет спиральную неустойчивость. Самолет в этом случаевходит в крутую спираль при появлении бокового скольжения.
У высокопланов с прямым крылом χ = 0 y = 1...2,5°; у низкопланов с χ= 0 y = 5 ... 7°; у низкопланов с χ = 35° y = - 1,5...- 3 °.
Для уменьшения устойчивости крыльев с большой стреловидностью делают обратноеV.
Отрицательные углы поперечного V стреловидных крыльев с Х>0 объясняются стремлением снизить чрезмерную поперечную устойчивость самолета.
Выбор угла y определяется также компоновочными требованиями, например необходимостью удалить от земли двигатели, установленные на пилонах под крылом, уменьшить высоту шасси и др. Эти требования обусловливают изменение y по размаху крыла (схема чайки с большим значением корневых частей и схем обратной чайки).
Профили сечений крыла
Форму профиля сечения крыла (рис. 6.11) определяют очертания его верхнего и нижнего обводов и следующие безразмерные параметры:
- относительная толщина
с= с/b;
- относительное положение максимальной толщины по хорде
`хс = хс/b;
- относительная вогнутость (кривизна)
`f = f/b;
-относительное положение максимальной вогнутости по хорде
`xf = xf/b;
- относительный радиус кривизны передней кромки
`r = r/b.
Рис. 8.11. Геометрические характеристики профиля сечений крыла
1 — аэродинамическая хорда; 2 — геометрическая хорда; 3 — средняя линия; с — максимальная толщина; f — максимальная вогнутость; r — радиус кривизны передней кромки; b— длина хорды; cх, xi — расстояния от носка до максимальной толщины и максимальной вогнутости профиля
Профили сечений крыла задаются по полету или перпендикулярно линии фокусов. Длина хорды b измеряется в соответствии с расположением сечения.
На рис. 8.12 показаны формы поперечных сечений крыла современных самолетов:
- плосковыпуклый (рис. 8. 12, а);
- двояковыпуклый несимметричный (рис. 8.12, б);
- симметричный (рис. 8.12, в);
- s-образный (рис. 8.12, г);
- ромбовидный (рис. 8.12, д);
-клиновидный (рис. 8.12, е);
-суперкритический (рис. 8.12, ж).
Рис.8.12. Формы профилей крыла Рис. 8.13.Изменяемые формы