Дисковые тормозные механизмы
Дисковые тормозные механизмы могут быть 2-х видов:
- с несколькими вращающимися дисками, оснащенными фрикционными накладками, которые прижимаются к неподвижному корпусу
- с одним вращающимся диском, который зажимается с обеих сторон неподвижными плоскими тормозными колодками.
Первый тип механизма применяется на тракторах, второй, на автомобилях: легковых большого класса на всех колесах, легковых малого и среднего классов, грузовых малой и средней грузоподъемности – на передних.
Рис.11
1,2. Диски с фрикционными накладками
3. Вал
4,5. Нажимные диски
1. Серьги
2. Тяга
3. Разжимные шарики
4. Картер (корпус)
Механизм представляет собой два диска с фракционными накладками, установленных на вращающемся валу с возможностью перемещения в осевом направлении. Между ними установлены два нажимных диска, соединенные серьгами с тягой и тормозной педалью. Между нажимными дисками в их гнезда со скосами установлены разжимные шарики. При нажатии на педаль нажимные диски поворачиваются относительно друг друга и разжимные шарики, перемещаясь по скосам гнезд, раздвигают эти диски. В свою очередь нажимные диски прижимают вращающиеся диски с фрикционными накладками к неподвижному корпусу и затормаживают его.
Конструкция дисковых тормозных механизмов могут выполняться с неподвижной скобой и закрытыми цилиндрами или с плавающей (скользящей) скобой и односторонним расположением цилиндра.
Рис.10
1. тормозной диск
2. скоба
3. колодки
4. поршень
Тормозной диск закреплен на ступице переднего колеса, а скоба, выполненная из высокопрочного чугуна, крепится при помощи кронштейна на фланцы поворотного кулака. Тормозные легкосъемные колодки помещены в пазах скобы. В скобе имеются два рабочих тормозных алюминиевых цилиндра, размещенных по обе стороны тормозного диска; цилиндры сообщаются между собой при помощи соединительной трубки. Для повышения износостойкости и уменьшения трения рабочую поверхность цилиндра покрывают слоем хрома.
Колодки, в которые упираются поршни, изготавливают из листовой стали. Фрикционные накладки фиксируют на стольных пальцах. Установленные в цилиндрах стальные поршни уплотняются резиновыми кольцами, которые благодаря своей упругости возвращают поршни в исходное положение при растормаживании. В тоже время при износе накладок они позволяют переместиться поршню в новое положение.
Учитывая затруднительное охлаждение цилиндра, расположенного со стороны колеса, переходят к одностороннему расположению цилиндров в плавающей скобе и применению самовентилируемых дисков, омываемого не только снаружи, но и изнутри воздухом. Это мероприятие, а так же отсутствие магистрали, соединяющей цилиндры и проходящей вблизи нагретого диска, дает возможность снизить температуру тормозной жидкости на 30-40°.
В дисковом тормозном механизме с плавающей скобой, скоба может перемещаться в пазах кронштейна, закрепленного на фланце поворотного колеса. В этом случае цилиндр (в некоторых конструкциях 2 или 3) расположен с одной стороны. При торможении перемещение поршня вызывает перемещение скобы в противоположную сторону, благодаря чему к диску прижимаются обе колодки. Плавающая скоба имеет значительно меньшую ширину по сравнению с неподвижной.
Колодки дисковых тормозов имеют небольшую длину, их площадь поверхности составляет 12-16% площади поверхности диска, что обуславливает хорошее его охлаждение.
Дисковые тормозные механизмы обладают повышенной энергоемкостью на единицу массы; имеют малую металлоемкость, большую компактность, простоту обслуживания. Зазор между колодками и диском равны 0,05-0,15мм, что позволяет сократить время срабатывания и дает возможность увеличить силовое передаточное число.
Дисковые тормоза имеют меньшую чувствительность к попавшей на колодки воде, по сравнению с барабанным тормозным механизмом, т.к. давление накладок в 3-4 раза превосходит давление накладок барабанного тормозного механизма, что обеспечивается меньшей их площадью.
К недостаткам можно отнести следующее
- большая чувствительность к загрязнению
- трудности при использовании их в качестве стояночного тормоза.
ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА
На передних колесах автомобилей ГАЗ-3102 «Волга», ВАЗ-2103, ВАЗ-2106, ВАЗ-2108 «Лада-Спутник» и АЗЛК-2141 установлены дисковые тормозные механизмы. По сравнению с барабанными они обладают более высокой эффективностью. Поскольку на передние колеса автомобиля при торможении приходится более значительная часть тормозных сил, оснащение передних колес дисковыми тормозными механизмами улучшает эксплуатационные свойства автомобиля.
В дисковом тормозном механизме связанный со ступицей колеса вращающийся диск с двух сторон охвачен скобой, внутри которой имеются гидроцилиндры, поршни которых прижимают к диску тормозные колодки, в результате чего происходит торможение. Скоба может быть неподвижна (рис. 199, а) или иметь возможность совершать перемещения (рис. 199, б) перпендикулярно плоскости тормозного диска. При неподвижной скобе под действием поршней колодки одновременно с двух сторон прижимаются к диску, в этом случае получается более жесткая, но чувствительная к перегреву конструкция. При подвижной плавающей скобе один из поршней (на рисунке левый поршень), прижимаясь к вращающему диску, заставляет перемещаться скобу, тем самым прижимая к диску вторую неподвижную колодку, в этом случае получается более равномерное торможение.
По первому способу устроены тормозные механизмы передних колес автомобилей ВАЗ-2103, -2105, -2106, -21013, «Москвич-2140» и ГАЗ-3102 «Волга», по второму — тормозные механизмы передних колес автомобилей ВАЗ-2108 и АЗЛК-2141.
На рис. 199, в и г приведены общий вид и разрез по цилиндрам тормозного механизма передних колес автомобиля ВАЗ-2102. Тормозной диск 1 (рис. 199, в) вращается в скобе, состоящей из двух половин 2 и 5, прикрепленной к стойке передней подвески. В каждой половинке скобы имеются два поршня: малый 14 (рис. 199, г) и большой 15, которые при нажатии на тормозную педаль прижимают к диску тормозные колодки. При прекращении торможения происходит падение давления в гидроцилиндрах и поршни под действием упругих сил резиновых колец 13 и 16 перемещаются внутрь цилиндра, создавая зазор 0,1 мм между колодками и диском. При изнашивании накладок колодки перемещаются дальше, компенсируя износ, при этом зазор 0,1 мм между колодками и диском сохраняется. Таким образом осуществляется автоматическое регулирование зазора между диском и колодками по, мере изнашивания накладок.
Дисковый тормозной механизм с подвижной или плавающей скобой передних колес автомобиля АЗЛК-2141 (рис. 199, д) имеет скобу, состоящую из чугунного суппорта 19, рамы 20 и алюминиевого корпуса цилиндров 18, в которых перемещаются два стальных хромированных поршня разных диаметров. Рама 20 вместе с корпусами гидроцилиндров имеет возможность перемещаться в направлении, перпендикулярном рабочим поверхностям диска.
РИС199. Дисковые тормозные механизмы:
а и б—схемы дисковых тормозных механизмов с неподвижной и подвижной скобой; в и г—общий вид и разрез по цилиндрам тормозного механизма передних колес автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»; д—переднего колеса автомобиля АЗЛК-2141; 1—диск; 2 и 5—половинки скобы; 3—гидроцилиндры; 4—каналы; 6—тормозные колодки; 7—шланги; 8—поворотный рычаг; 9—стойка передней подвески; 10— грязезащитный диск; 11—шпильки крепления колодок; 12—клапаны выпуска воздуха; 13 и 16—резиновые кольца; 14 и 15—малый и большой поршни; 17—тормозной щит; 18— корпус цилиндров; 19—суппорт; 20—рама