Специальные указания по применению EN 1991-2
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТКП EN 1991-2-2009 (02250)
УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ
Еврокод 1
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КОНСТРУКЦИИ
Часть 2. Транспортные нагрузки на мосты
Еўракод 1
УЗДЗЕЯННI НА КАНСТРУКЦЫI
Частка 2. Транспартныя нагрузкi на масты
(EN 1991-2:2003, IDT)
Издание официальное
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь
Минск 2010
УДК 625.745.1.032.6 (083)476 МКС 93.040 КП 02 IDТ
Ключевые слова:модели нагрузок, классы нагрузок, полосы загружения моста подвижной
нагрузкой, воздействия, расчетные ситуации, аварийные расчетные ситуации, динамические
воздействия
Предисловие
Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь
«О техническом нормировании и стандартизации».
1 ПОДГОТОВЛЕН Государственным предприятием «БелдорНИИ»
ВНЕСЕН Департаментом «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 декабря 2009 г. № 404
В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры
и строительства настоящий технический кодекс установившейся практики входит в блок 3.03 «Сооружения транспорта и транспортная инфраструктура»
3 Настоящий технический кодекс установившейся практики идентичен европейскому стандарту EN 1991-2:2003 Eurocode 1: Actions on structures. Part 2: Traffic loads on bridges (Еврокод 1. Воздей-ствия на конструкции. Часть 2. Транспортные нагрузки на мосты).
Европейский стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации СЕN/ТС 250 «Еврокоды конструкций», секретариат которого находится при BSI.
Перевод с английского языка (en).
Официальные экземпляры европейского стандарта, на основе которого подготовлен настоящий технический кодекс установившейся практики, и европейских стандартов, на которые даны ссылки, имеются в БелГИСС.
Сведения о соответствии европейских стандартов, на которые даны ссылки, государственным стандартам, принятым в качестве идентичных государственных стандартов, приведены в дополнительном приложении Д.А.
Степень соответствия — идентичная (IDТ)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© Минстройархитектуры, 2010
Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Издан на русском языке
ЕВРОПЕЙСКИЙ СТАНДАРТ
EUROPÄISCHE NORM
EUROPEAN STANDARD
NORME EUROPÉENNE
МКС 91.010.30; 93.040 Взамен ENV 1991-2-3:1995
Белорусская редакция
Еврокод 1. Воздействия на конструкции.
Часть 2. Транспортные нагрузки
Настоящий технический кодекс установившейся практики разработан на основе европейского стандарта, принятого CEN 23 апреля 2004 г с исправлениями от 16 января 2006 г.
Члены Европейского комитета по стандартизации (CEN) обязаны выполнять регламент CEN/CENELEC, в котором содержатся условия, при которых европейскому стандарту придается статус национального стандарта без каких-либо изменений. Актуализированные списки данных национальных стандартов с их библиографическими данными можно получить в центральном секретариате или у любого члена CEN по запросу.
Настоящий Европейский стандарт разработан в трех официальных редакциях (на немецком, английском, французском языках). Перевод стандарта, выполненный членом Европейского комитета по стандартизации под собственную ответственность на язык его страны и сообщенный центральному секретариату, имеет такой же статус, как и официальные редакции.
Членами Европейского комитета по стандартизации (CEN) являются национальные организации по стандартизации Бельгии, Болгарии, Дании, Германии, Эстонии, Финляндии, Франции, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Норвегии, Австрии, Польши, Португалии, Румынии, Швеции, Швейцарии, Словакии, Словении, Испании, Чешской Республики, Венгрии, Великобритании и Кипра.
Европейский комитет по стандартизации
Europäisches Komitee für Normung
European Committee for Standardization
Сomitee Europeen de Normalisation
___
© 2009 CEN Все права на использование, независимо от формы и метода использования, сохранены
за национальными членами CEN
Введение к Еврокодам
В 1975 г. Комиссия Европейского сообщества приняла решение о программе действий в области строительства, основанной на статье 95 Римского договора. Целью этой программы было устранение технических препятствий для торговли и согласование технических спецификаций.
В рамках этой программы действий Комиссия взяла на себя инициативу по установлению ряда согласованных технических правил для проектирования строительных работ, которые на первой стадии должны были служить в качестве альтернативы национальным правилам, действующим в государствах-членах ЕС и, в конечном счете, должны были заменить их.
В течение 15 лет Комиссия, с помощью Руководящего комитета с представителями государств-членов ЕС, проводила разработку программы Еврокодов, что в 1980-ых годах привело к созданию первого поколения европейских кодов.
В 1989 г. Комиссия и государства-члены ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли на основе соглашения1) между Комиссией и CEN решили с помощью серии мандатов передать CEN подготовку и издание Еврокодов, чтобы гарантировать для них в будущем статус европейского стандарта (EN). Это фактически связывает Еврокоды с положениями всех Директив Совета и/или решений Комиссии, имеющих отношение к европейским стандартам (например, Директива Совета 89/106/EEC по строительным изделиям (Директива по строительным изделиям)) и Директивы Совета 93/37/EEC, 92/50/EEC и 89/440/EEC по общественным работам и услугам, а также эквивалентные Директивы Европейской ассоциации свободной торговли, принятые с целью отрегулировать внутренний рынок).
Стандарты Еврокодов описывают общие правила расчета конструкций для использования при расчете конструкций в целом и их компонентов как традиционного, так и инновационного характера. Необычные формы конструкций и их методы расчета конкретно не рассматриваются, т. е. в таких случаях от проектировщика требуется дополнительное квалифицированное рассмотрение.
Специальные указания по применению EN 1991-2
EN 1991-2 определяет модели нагрузок от транспортных средств при расчете автодорожных, пешеходных и железнодорожных мостов. Стандарт EN 1991-2 предназначается для непосредственного применения при расчете новых мостов совместно с Еврокодами (EN 1990 – EN 1999).
Основные положения для комбинации нагрузок от транспортных средств с нагрузками других типов приведены в СТБ EN 1990, раздел A2.
Дополнительные правила могут быть определены для индивидуальных проектов:
— при рассмотрении нагрузок от транспортных средств, которые не определены в данной части Еврокода 1 (например,местные нагрузки, военные нагрузки, нагрузки от трамвайной линии);
— для мостов, предназначенных как для автомобильного, так и для железнодорожного сообщения;
— для воздействий, которые следует рассматривать в аварийных расчетных ситуациях;
— для арочных мостов каменной кладки.
Принято, что для автодорожных мостов модели нагрузки 1 и 2, определенные в 4.3.2 и 4.3.3
и использующие поправочные коэффициенты a и b, равные 1, описывают самый напряженный транспортный поток, который может встречаться или ожидаться на практике, отличный от передвижения специальных транспортных средств, требующих разрешения на проезд, на основных маршрутах европейских стран. Транспортный поток на других маршрутах в этих странах и в некоторых других странах может быть существенно меньшим или лучше управляемым. Однако следует отметить, что большое количество существующих мостов не удовлетворяет требованиям EN 1991-2 и соответствующих Еврокодов EN 1992 – EN 1999.
___________________________
1) Соглашение между Комиссией Европейского сообщества и Европейской комиссией по стандартизации (CEN), касающееся работы над EUROCODES при проектировании зданий и работ по гражданскому строительству (BC/CEN/03/89).
Поэтому национальным властям рекомендуется при расчете автодорожного моста выбирать значения поправочных коэффициентов a и b так, чтобы они соответствовали нескольким классам маршрутов, но оставались, по возможности, немногочисленными и простыми, основанными на соображениях национального законодательства о дорожном движении и эффективности управления мостами.
Для железнодорожных мостов определенная в 6.3.2 модель нагрузки 71 (вместе с моделью нагрузки SW/0 для неразрезных мостов) отражает статическое воздействие стандартного железнодорожного движения, осуществляемого по сети основных европейских линий со стандартной или широкой колеей. Модель нагрузки SW/2, определенная в 6.3.3, отражает статическое воздействие напряженного железнодорожного движения. Линии или части линий, для которых такие нагрузки должны быть учтены, определяются в национальном приложении или в индивидуальном проекте.
Предусмотрена возможность изменения указанной нагрузки, в зависимости от изменения типа, объема и максимального веса при железнодорожном сообщении по различным железным дорогам,
а также различное качество рельсового пути. Нормативные значения, приведенные для моделей нагрузки 71 и SW/0, могут быть умножены на коэффициент a для линий, выдерживающих железнодорожные перевозки, более или менее стандартных.
Кроме того для железнодорожных мостов даны две другие модели нагрузки:
— модель нагрузки «ненагруженный поезд» для проверки поперечной устойчивости одноколейных мостов;
— модель нагрузки HSLМ для описания нагрузки от пассажирских поездов, движущихся со скоростью, превышающей 200 км/ч.
Также даны указания об аэродинамическом воздействии на конструкции, примыкающие к железнодорожным путям, в результате прохождения поездов и о других воздействиях, обусловленных железнодорожной инфраструктурой.
EN 1991-2 предназначен для использования:
— комитетами, составляющими проекты стандартов для строительного проектирования, а также стандартов на изделия, методы испытаний и их выполнение;
— заказчиками (например,для формулировки их специфических требований к интенсивности дорожного движения и соответствующих требований к нагрузке);
— проектировщиками и строителями;
— соответствующими органами власти.