G.3 Конструкции, состоящие из единственного пролетного строения моста
(1) Первоначально, без учета комбинированной реакции конструкции и рельсовых путей на переменные воздействия, должны быть определены следующие значения:
— длина температурной плети LT, следует проверить, что LT £ maxLT согласно G.2(2) и рисунку 6.17;
— жесткость K нижнего строения моста в расчете на один рельсовый путь согласно 6.5.4.2;
— продольное смещение верхнего края настила вследствие деформации пролета, мм:
d = QН, (G.2)
где Q — угол поворота пролета, рад;
H — высота между (горизонтальной) осью вращения (фиксированной) опоры пролетного строения и поверхностью настила, мм.
(2) Для пар значений (разгруженный/нагруженный рельсовый путь) сопротивления продольному упругому сдвигу рельсового пути k = 20/60 кН на метр рельсового пути и k = 40/60 кН на метр рельсового пути при коэффициенте линейного температурного расширения aT = 10E-6, 1/К, или aT = 12E-6, 1/К, максимально допустимая длина температурной плети LTP, м, приведена на рисунках G.1 – G.4.
Если точка (LT, d), описывающая длину температурной плети и продольное смещение конца пролета, вызванное вертикальными транспортными воздействиями, лежит ниже соответствующей или интерполированной кривой, относящейся к продольной жесткости K нижнего строения моста,то удовлетворяются максимально допустимые дополнительные напряжения рельсов, приведенные в 6.5.4.5.1(1), и максимальная допустимая деформация конструкции, описанная в 6.5.4.5.2(1) и вызванная тягой
и торможением, описанная в 6.5.4.5.2(2) и вызванная вертикальными транспортными воздействиями.
Если это условие не соблюдается, то в качестве альтернативного подхода может быть выполнен анализ в соответствии с требованиями 6.5.4.2 – 6.5.4.5 или предусмотрены устройства компенсации удлинения рельсов.
|
(1) — максимально допустимая длина температурной плети LTP, м
k — сопротивление продольному упругому сдвигу рельсовых путей, кН на метр рельсовых путей:
для разгруженных рельсовых путей
— k20 = 20 кН на метр рельсовых путей и k40 = 40 кН на метр рельсовых путей;
для нагруженных рельсовых путей
— k60 = 60 кН на метр рельсовых путей;
K — жесткость нижнего строения моста в расчете на рельсовый путь и на метр настила (т. е. жесткость нижнего строения моста, разделенная на количество рельсовых путей
и длину настила), кН/м:
K2 = 2E3 кН/м;
K5 = 5E3 кН/м;
K20 = 20E3 кН/м;
aT — коэффициент линейного температурного расширения, 1/К;
d(qH) — горизонтальное смещение верхнего края настила вследствие кручения конца, мм.
Рисунок G.1 — Допустимая область напряжений в рельсах на мостах
со свободно опертым пролетным строением
при aT = 10E-6,1/К; DT = 35, К; k20/k60 = 20/60, кН/м
(1) — максимально допустимая длина температурной плети LTP, м
k — сопротивление продольному упругому сдвигу рельсовых путей, кН на метр рельсовых путей:
для разгруженных рельсовых путей
— k20 = 20 кН на метр рельсовых путей и k40 = 40 кН на метр рельсовых путей;
для нагруженных рельсовых путей
— k60 = 60 кН на метр рельсовых путей;
K — жесткость нижнего строения моста в расчете на рельсовый путь и на метр настила
(т. е. жесткость нижнего строения моста, разделенная на количество рельсовых путей
и длину настила), кН/м:
K2 = 2E3 кН/м;
K5 = 5E3 кН/м;
K20 = 20E3 кН/м;
aT — коэффициент линейного температурного расширения, 1/К;
d(qH) — горизонтальное смещение верхнего края настила вследствие кручения конца, мм.
Рисунок G.2 —Допустимая область напряжений в рельсах на мостах
со свободно опертым пролетным строением
при aT = 10E-6,1/К; DT = 35, К; k40/k60 = 40/60, кН/м
|
(1) — максимально допустимая длина температурной плети LTP, м
k — сопротивление продольному упругому сдвигу рельсовых путей, кН на метр рельсовых путей:
для разгруженных рельсовых путей
— k20 = 20 кН на метр рельсовых путей и k40 = 40 кН на метр рельсовых путей;
для нагруженных рельсовых путей
— k60 = 60 кН на метр рельсовых путей;
K — жесткость нижнего строения моста в расчете на рельсовый путь и на метр настила
(т. е. жесткость нижнего строения моста, разделенная на количество рельсовых путей
и длину настила), кН/м:
K2 = 2E3 кН/м;
K5 = 5E3 кН/м;
K20 = 20E3 кН/м;
aT — коэффициент линейного температурного расширения, 1/К;
d(qH) — горизонтальное смещение верхнего края настила вследствие кручения конца, мм.
Рисунок G.3 — Допустимая область напряжений в рельсах на мостах
со свободно опертым пролетным строением
при aT = 12E-6, 1/К; DT = 35, К; k20/k60 = 20/60, кН/м
(1) — максимально допустимая длина температурной плети LTP, м
k — сопротивление продольному упругому сдвигу рельсовых путей, кН на метр рельсовых путей:
для разгруженных рельсовых путей
— k20 = 20 кН на метр рельсовых путей и k40 = 40 кН на метр рельсовых путей;
для нагруженных рельсовых путей
— k60 = 60 кН на метр рельсовых путей;
K — жесткость нижнего строения моста в расчете на рельсовый путь и на метр настила
(т. е. жесткость нижнего строения моста, разделенная на количество рельсовых путей
и длину настила), кН/м:
K2 = 2E3 кН/м;
K5 = 5E3 кН/м;
K20 = 20E3 кН/м;
aT — коэффициент линейного температурного расширения, 1/К;
d(qH) — горизонтальное смещение верхнего края настила вследствие кручения конца, мм.
Рисунок G.4 — Допустимая область напряжений в рельсах на мостах
со свободно опертым пролетным строением
при aT = 10E-6,1/К; DT = 35, К; k40/k60 = 40/60, кН/м
(3) Воздействия в продольном направлении моста на опоры пролетного строения, вызванные тяговыми усилиями и силами торможения, колебаниями температуры и деформацией пролета под вертикальными нагрузками от транспортных средств, должны быть определены по формулам, приведенным в таблице G.1. Эти формулы действительны для одного рельсового пути. Для двух рельсовых путей или большего их количества с жесткостью опоры KU воздействия на неподвижные опоры пролетного строения могут быть определены, если принять жесткость опоры равной K = KU/2 и умножить результаты расчета по формуле для одного рельсового пути на 2.
Таблица G.1 — Воздействия на неподвижные опоры пролетного строения в продольном направлении моста1)
Вид нагрузки | Предел применимости | Непрерывные сварные рельсы | С одним устройством компенсации удлинения рельсов |
Торможение5) | L ³50 м1) | 2) | 2) |
L £30 м4) |
Окончание таблицы G.1
Вид нагрузки | Предел применимости | Непрерывные сварные рельсы | С одним устройством компенсации удлинения рельсов |
Температура | 20 £ k £ 40 | 3) | 800 + 0,5L + 0,01K/L 3) для L ³60; 20L для L £40 Интерполированные значения для 40 < L < 60 |
Кручение конца | Мост с ездой поверху | То же, как для непрерывного сварного рельса | |
Мост с ездой понизу и мост с ездой посередине | То же, как для непрерывного сварного рельса | ||
1) Если устройства компенсации удлинения рельсов имеются на обоих концах пролета, все тяговые усилия и тормозные силы воспринимаются неподвижными опорами пролетного строения. Воздействия на неподвижные опоры пролетного строения, возникающие вследствие колебаний температуры, и кручение конца пролета, возникающее вследствие вертикального отклонения, зависят от конфигурации конструкции и соответствующей длины температурных плетей. 2) Сила торможения, приложенная к неподвижным опорам пролетного строения, ограничена максимальным значением в 6000 кН на один рельсовый путь. 3) Сила, приложенная к неподвижным опорам пролетного строения и вызванная колебаниями температуры, имеет предельное значение 1340 кН, если устройства компенсации удлинения рельсов имеются для всех рельсов на одном конце пролета. 4) Для значений L в диапазоне 30 < L < 50 м для оценки воздействия тормозных сил может использоваться линейная интерполяция. 5) Формулы для тормозных сил учитывают влияние тяговых усилий. |
В таблице:
K — жесткость опоры, как определено выше, кН/м;
L — зависит от конфигурации конструкции и типа переменного воздействия:
— для свободно опертого пролетного строения с неподвижной опорой на одном конце
L = LT;
— для неразрезного пролетного строения с несколькими пролетами и неподвижной опорой на одном конце:
для «торможения»
L = LDeck (общая длина пролета);
для «температуры»
L = LT;
— для «кручения конца настила вследствие вертикальных нагрузок от транспортных средств»:
L — длина пролета, примыкающего к неподвижной опоре;
— для непрерывного пролетного строения с несколькими пролетами и неподвижной опорой
в промежуточном положении:
для «торможения»
L — LDeck (общая длина пролета);
для «температуры»
— воздействия, возникающие вследствие колебаний температуры, могут быть определены как алгебраическая сумма опорных реакций двух статических расположений, полученных путем разделения пролетного строения на участки с фиксированнными опорами, чтобы каждое пролетное строение имело неподвижную опору в промежуточном опорном положении;
— для «кручения конца настила, обусловленного вертикальными нагрузками от транспортных средств»:
L — длина самого длинного пролета при неподвижной опоре;
b — отношение расстояния между нейтральной осью и поверхностью настила к высоте.