Ознакомление с кинетической схемой работы приборов

Цель работы: Изучить кинематические схемы привода основных приборов приборной панели. Понять, как устроены датчики и как они передают показания.

Пояснение к работе:

Контрольно-измерительные приборы предназначены для контроля за состоянием и работой основных агрегатов и систем автомобиля. Приборы размещаются на панели перед водителем и снабжены подсветкой. К основным контрольно- измерительным приборам относятся указать температуры охлаждающей жидкости, указатель давления масла, указатель уровня топлива, амперметр и спидометр. Все приборы дистанционные и состоят из двух частей: датчика и приёмника (рис. 37.1)

Ознакомление с кинетической схемой работы приборов - student2.ru

Указатель температуры охлаждающей жидкости (рис. 37.2)

При работе непрогретого двигателя, когда температура охлаждающей жидкости не превышает 400С, сопротивление терморезистора 1 составляет около 400 Ом. Поэтому через катушку L1 проходит ток небольшой силы, а через последовательно соединённые катушки L2 и L3 проходит ток, примерно в 4 раза больший, так как они соединены с резистором 14, сопротивление которого не превышает 100 Ом. Вследствие этого результирующий магнитный поток всех трёх катушек удерживает стрелку указателя приёмника около деления 40 шкалы.

Ознакомление с кинетической схемой работы приборов - student2.ru

С повышением температуры сопротивление терморезистора значительно уменьшается. При температуре охлаждающей жидкости 800С оно достигает 140 Ом, а при 1100С снижается до70 Ом.

По мере прогрева двигателя сила тока в катушке L1 увеличивается, а сила тока, проходящего черех катушки L2 и L3, остается без изменения, вследствие чего результирующий магнитный поток всех трёх катушек поворачивает магнитный диск 8 и стрелку 6 относительно шкалы приемника вправо (в сторону повышения температуры).

Указатель давления масла. Магнитоэлектрический указатель давления масла или воздуха является прибором для измерения давления масла в смазочной системе двигателя.

Указатель давления масла (рис. 37.3) состоит из реостатного датчика, установленного в смазочной магистрали двигателя, и приёмника, расположенного на щитке прибора. В корпусе 5 датчика установлена гофрированная мембрана 4 со штоком 2 и рычагом 6.

Ознакомление с кинетической схемой работы приборов - student2.ru

Принцип работы прибора состоит в том, что в зависиммости от величины давления масла в камере 1 измеряется прогиб мембраны 4 и положение ползунков, а следвательно, и сопротивление обмотки реостата.

Это приводит к изменению силы тока в катушках, что, в свою очеред, изменяет положение стрелки приёмника.

Приёмник указателя давления масла по всему устройству и принципу действия аналогичен приёмнику указателя температуры охлаждающей жидкости. При отключённой от источника тока цепи указателя стрелка приёмника отклоняется влево от нулевого деления шкалы вследствие взаимодействия двух постоянных магнитов 14 и 17. Один из них (дисковый) соединён со стрелкой 15.

Указатель уровня топлива

При полном топливном баке и включённой цепи указателя обмотка реостата включена полностью, и через катушку L2 проходит ток небольшой силы, сила тока в катушке L1 и её магнитный поток достигают максимальной величины, вследствие этого под действием результирующео магнитного поля катушек L1, L2 и L3 повернется дисковый магнит 2 и связанная с ним стрелка 3 вправо к делению «П» шкалы.

По мере расхода топлива уровень его в баке понижается, при этом поплавок 14 опускается, и ползунок 12 перемещается вверх, уменьшая тем самым сопротивление обмотки 11 реостата. Вследствие этого сила тока в катушке L2 увеличивается, а в катушке L1 уменьшается, и результирующий магнитный поток поворачивает дисковый магнит 2 и стрелку 3 в сторону меньшего деления шкалы. При понижении уровня топлива примерно до 1/8 уровня полного бака поплавок 14, опускаясь, замыкает контактные пластины 17,мкоторые включают сигнальную лампу 18.

Указатели топлива в баке (рис. 37.4)

Ознакомление с кинетической схемой работы приборов - student2.ru

Задание студентам:

При домашней подготовке изучить принцип работы датчика указателя температуры, датчика давления масла, датчика уровня топлива в топливном баке. На практической работе извлечь датчик уровня топлива и изучить его, а также сравнить с изображением на плакате.

В отчете по практической работе изобразить общую схему включения контрольно-измерительных приборов и описать принцип работы датчиков.

Порядок проведения практической работы:

Для снятия датчика уровня топлива:

1. Бак должен быть наполнен топливом не более чем наполовину;

2. Отключаем “минус” от АКБ;

3. Снимаем подушку заднего сидения;

4. Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза (винта);

5. Снимаем крышку люка;

6. Отсоединяем электроразъём;

7. Ключом “17” отворачиваем штуцер на трубке подачи топлива, снимаем уплотнительное кольцо и отводим трубку в сторону;

8. Аналогично отводим штуцер сливного трубопровода и отводим в сторону;

9. Головкой на “7” отворачиваем восемь гаек крепления прижимного кольца, и снимаем его;

10. Аккуратно поднимаем узел, и, выводя поплавок датчика из отверстия бака, снимаем бензонасос с датчиком уровня топлива;

11. Осматриваем датчик уровня топлива и бензонасос и устанавливаем в бензобак в порядке обратном разборке, но при этом узел в бак устанавливают, чтобы стрелка на фланце указывала на заднюю часть автомобиля.

Контрольные вопросы:

1. Какие измерительно-контрольные приборы относятся к основным приборам?

2. Принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости?

3. Какой принцип работы датчика давления масла?

4. Какой принцип работы датчика уровня топлива?

5. Как работают приёмники указателей?

Оборудование и инструмент применяемый при выполнении практической работы:1. Мультиметр

2.Учебный стенд работы приборов

3.Датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик давления масла, датчик уровня топлива

Литература

А.Г. Пузанков “ Автомобили. Устройство автотранспортных средств”

И.И.Ц. “Академия”2006 Стр.265…273

Правила безопасного выполнения практической работы.

При извлечении топливного насоса с датчиком уровня топлива необходимо отключить электросистему автомобиля, сняв с АКБ клемму “минус”. Работы проводить предельно осторожно, т.к. открытое топливо и малейшая искра может привести к возгоранию. Не допускать падения предметов в открытый бак. Руководствоваться общими требованиями к безопасному выполнению практических работ.

Наши рекомендации